Живопись - это
поэзия, которую видят, а поэзия - живопись, которую слышат.
Леонардо да
Винчи
Русский язык –
это язык нашего народа, богатый, гибкий, образный и живописный. Его пополняли и
совершенствовали своим творчеством настоящие художники слова: Пушкин,
Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский. Н.А. Заболоцкий – известный русский
поэт двадцатого века. Его тоже по праву можно назвать мастером слова. В своих
произведениях Заболоцкий оттачивает каждую фразу, каждый художественный образ.
Он считал, что его жизнь принадлежит искусству: «Я отрекся от житейского
благополучия, от «общественного положения», оторвался от своей семьи – для
искусства. Вне его – я ничто…». Поэт мысли, поэт философских раздумий и
классической завершенности стиха – таким вошел Заболоцкий в нашу литературу.
Какой должна
быть настоящая поэзия – этой теме посвящено стихотворение «Читая стихи»,
написанное в 1948 году. В нем Заболоцкий размышляет о том, насколько человек
должен владеть искусством слова, чтобы считаться настоящим мастером.
Стихотворение
можно разделить на две части. В первой Заболоцкий иронизирует над творчеством
современных ему «поэтов»: Любопытно, забавно и тонко: Стих, почти не похожий на
стих.
Бормотанье
сверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг.
Почти в каждом
слове в этой строфе скрыта авторская усмешка. Ему «забавно» читать стихи людей,
возомнивших себя поэтами. Не случайно автор использует слово «стих» с явным
разговорным, пренебрежительным оттенком, причем во второй части Заболоцкий
употребляет слово «поэзия». В этом стихотворении эти слова – антонимы. Стих –
бессмысленное словотворчество, а поэзия - настоящее искусство. Авторская ирония
слышна в каждом слове первой части: «бормотанье» несопоставимо с
«совершенством», а «скомканная речь» с «изощренностью». Но разве можно
настоящее искусство считать «бессмыслицей»? Конечно же, нет. И поэтому так
убедительно звучат в конце первой части риторические вопросы: Но возможно ль
мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать
не могла? Автор считает несовершенные стихи лишь пустой «забавой», ненужным
словотворчеством, «щебетаньем щегла». А настоящее «русское слово» - это поэзия
Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина. Это великий язык великой нации. Ответ
на эти вопросы звучит во второй части стихотворения.
Вторая часть
противопоставлена первой. Пренебрежительное «стих» Заболоцкий заменяет высоким
и емким словом «поэзия». Поэзия, с точки зрения автора, - это искусство слова,
и прежде чем объявить себя поэтом, необходимо в совершенстве овладеть этим
искусством. Для этого недостаточно лишь таланта, необходимы и специальные
знания. В последнем четверостишии звучит идея стихотворения: Тот, кто жизнью
живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Родной язык для
Заболоцкого похож на живое существо, он называет его «животворящим», «полным
разума». Научиться владеть им в совершенстве - такую задачу ставит автор перед
начинающими поэтами. Именно тогда они станут настоящими мастерами слова.
Стихотворение
интересно и с лексической точки зрения. Разговорная лексика придает оттенок
иронии, скрытой смешки. Таких слов особенно много в первой части: «стих»,
«бормотанье», «бессмыслица», «скомканной», «щебетанье» и т.д. Высокие слова,
употребляясь рядом с разговорными, подчеркивают иронию. А во второй части
высокая лексика придает стихотворению оттенок торжественности, помогает ярче
выразить основную мысль. Здесь мы встретим такие слова: «преграды», «верует»,
«животворящий», «полный разума».
Стихотворение
написано трехсложным размером – четырехстопным анапестом, что придает ему
особое, мелодичное звучание. Строфа – четырехстишья, перекрестная рифмовка и
чередование безударных (женских) и ударных (мужских) окончаний – признаки
классического стихосложения. Я думаю, что такая форма выбрана не случайно. Цель
поэта: показать начинающим литераторам, как необходимо работать над стихами. В
некоторых строках, для придания большей образности, Заболоцкий использует
аллитерацию. Например: «бормотанье сверчка и ребенка» - повторяется звук «р»,
«щебетанье щегла» - звук «щ», в последнем четверостишии много шипящих «ж», «щ»
и свистящих «з», «с». Фонетическое оформление делает стихи Заболоцкого еще
более образными.
Мне нравятся
стих Заболоцкого, потому что они очень мелодичны, и в каждом из них – свой
подтекст, глубокий смысл. Я думаю, что идея этого стихотворения очень
актуальная для нашего времени. «Великий и могучий» русский язык засоряют
жаргонизмы, просторечия, иностранные слова. Такую речь мы слышим из уст
телевизионных журналистов, встречаем на страницах газет и журналов. Но такой
«язык» не образец для подражания. И поэтому намного полезнее читать классику,
чтобы научиться всему богатству русского языка.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/