Борение
против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с
настоящей революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт
людям, посвятившим жизнь такой борьбе. В связи с этим в творчестве Некрасова
особое место занимают идеальные образы революционеров, прототипами которых были
Белинский, Добролюбов и Чернышевский.
Так,
написанное в 1874 году стихотворение «Пророк» Некрасов посвящает Н.Г. Чернышевскому.
Сразу обращает на себя внимание название стихотворения. Традиционно в русской
классической литературе это слово употребляется по отношению к поэту (вспомним
хотя бы пушкинского «Пророка»). Некрасов по-своему нарушает эту традицию,
признавая высшей ценностью жизни служение идеалом свободы, правды и
справедливости.
Начинается
стихотворение очень по-некрасовски. Мы как будто оказываемся свидетелями
продолжения начавшегося ранее разговора, может быть, даже спора. Первое же
возражение поэта подчеркивает сознательность выбора своего пути тем, кто «видит
невозможность. // Служить добру, не жертвуя собой». Тут же автор спешит
объяснить, откуда у таких людей брались силы для этой жертвы:
Но
любит он возвышенней и шире,
В
его душе нет помыслов мирских.
Причем
инверсия в первой строке придает особое звучание глаголу «любит», тем самым
подчеркивая силу любви того, перед кем поэт готов преклониться. А соединяя
несоединимое («смерть ему любезна»), автор, по сути, говорит об избранности
подобных людей, о непохожести их на всех остальных.
Сила
убежденности поэта в том, что он говорит, убежденности в своей правоте особенно
ощутима в анафорически начинающихся строчках:
Не
скажет он, что жизнь его нужна,
Не
скажет он, что гибель бесполезна …
А
многоточие в конце следующей строки («Его судьба давно ему ясна …»)
воспринимается явно неоднозначно. С одной стороны, эта наука могла быть вызвана
желанием автора остановиться, чтобы мысленным взором, безусловно, не в первый
раз окинуть пройденный «пророком» путь. С другой стороны, наука эта могла быть
необходимой поэту для того, чтобы перевести дыхание, справиться с нахлынувшими
на него чувствами в связи с неизбежностью этой участи.
Кстати,
следует сказать, что самые революционные стихотворения Некрасова освещены христианской
символикой. «Народный заступник» как бы уподобляется святому подвижнику,
отрекшемуся от «мирских наслаждений» и жертвующему собой во имя спасения
человечества. Образом распятого Христа завершается и стихотворение «Пророк», и
здесь мы не можем не почувствовать едва сдерживаемую скорбь поэта. Причем это
не только личные переживания автора, но и выражение чувств лучшей части
современников, преклоняющихся перед человеком, считавшим, что «умереть возможно
для других».
Содержание
поэтической речи автора определяет приподнятость, возвышенность интонации.
Прежде всего этому способствует высокая лексика: «жертвуя собой», «нет помыслов
мирских», «гибель», «судьба», «покамест не распяли», «но час придет». Думается,
не случайно в качестве стихотворного размера Некрасов предпочитает ямб. Это
самый популярный размер в русском классическом стихосложении, а встречающиеся в
каждой строке пропуски ударения придают поэтической речи характер серьезного
раздумья.
Известно,
что в свете возвышенного идеала революционера-борца собственный путь порой
казался поэту исполненным ошибок и нравственных падений. Несмотря на то, что с
Белинским, Добролюбовым, Чернышевским Некрасова связывала личная дружба, у него
до конца жизни не затихало в душе чувство вины за то, что он не разделил их
участи, не стал революционером в полном смысле этого слова. Вот и в
рассмотренном стихотворении поэт возносит своего «пророка» к недосягаемым
высотам, будучи уверен в том, что «Его послал бог Гнева и Печали // Рабами
земли наполнить о Христе».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/