Биография поэта
— это прежде всего его стихи. Это в полной мере относится и к Афанасию
Афанасьевичу Фету. По его стихам можно судить не только о привязанностях и
друзьях поэта, но и о малейших нюансах его чувств, мыслей, переживаний.
В своем
творчестве Афанасий Афанасьевич большое внимание уделяет теме назначения поэта
и поэзии в жизни. Его муза-вдохновительница — прекрасная молодая женщина,
зовущая в прекрасный, волшебный мир, где царят любовь, добро, красота и
гармония.
Пошли,
небесная, ночам моим бессонным
Еще блаженных
снов и славы и любви
И нежным
именем, едва произнесенным.
Мой труд
задумчивый опять благослови.
Поэзия не
только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души,
зовет к благородным свершениям.
О нет! Под
дымкою ревнивой покрывала
Мне музу
молодость иную указала...
Муза Фета сродни
пушкинской молодой красавице, вдохновляющей поэта на создание прекрасных
стихов. Афанасий Афанасьевич великий импровизатор, ему нравится в стихах
единство формы и содержания, та гармония, которая так присуща природе. Он видит
свою роль в том, чтобы запечатлеть и передать читателям малейшие оттенки
настроения, внутреннего состояния природы. Он видит ее внутренним взором,
чувствует ее малейшие нюансы: запахи и звуки, шорохи и тени.
Как первый
золотистый луч
Меж белых гор и
сизых туч
Скользит
уступами вершин
На темя башен и
руин.
Поэт для Фета —
это не просто человек, способный рифмовать слова и сладкозвучно петь о красоте
мира ради собственной выгоды. Поэт, подобно орлу, возносится к облакам,
обозревая оттуда землю. Только поднявшись над повседневностью, утверждает Фет,
можно ощутить истинную свободу, без которой невозможно творить настоящему
поэту.
Пришла и села.
Счастлив и тревожен,
Ласкательный
твой повторяю стих;
И если дар мой
пред тобой ничтожен,
То ревностью не
ниже я других.
Заботливо храня
твою свободу.
Непосвященных я
к тебе не звал,
И рабскому их
буйству я в угоду
Твоих речей не
осквернял.
Афанасий
Афанасьевич — тонкий лирик, смелый до дерзости в своих поэтических порывах и
озарениях, поэт, радостно воспевающий красоту природы и человеческих чувств,
красоту мира.
Пленительные
сны лелея наяву,
Своей
божественною властью
Я к наслаждению
высокому зову
И к
человеческому счастью.
Поклонник
Пушкина и Тютчева, Фет никогда никому не подражал. Он нашел свой неповторимый
стиль, который не сразу был признан современниками, но поэт никогда не шел на
поводу толпы, в угоду ей не отступался от своих идеалов, истин... Оттого,
вероятно, он так любим потомками.
Ожесточенному и
черствому душой
Пусть эта
радость незнакома.
Зачем же лиру
бьешь ребяческой рукой,
Что не труба
она погрома?
К чему
противиться природе и судьбе?
На землю сносят
эти звуки
Не бурю
страстную, не вызовы к борьбе,
А исцеление от
муки.
Фета обвиняли в
нарушении канонов стихосложения, даже в несоблюдении правил грамматики, но это
был его стиль, который со временем завоевал право на существование. Мы
представить себе не можем русской литературы без его “Я пришел к тебе с
приветом” или “Шепот, робкое дыханье...”, а когда-то эти стихотворения вызывали
горячую полемику между сторонниками и противниками поэта. Но вот кого не было
среди читателей Фета, так это равнодушных. Действительно, кого могут оставить
спокойными эти строки:
Тоскливый сон
прервать единым звуком.
Упиться вдруг
неведомым, родным.
Дать жизни
вздох, дать сладость тайным мукам.
Чужое вмиг
почувствовать своим.
Шепнуть о том,
пред чем язык немеет,
Усилить бой
бестрепетных сердец —
Вот чем певец
лишь избранный владеет.
Вот в чем его и
признак и венец!
Эти строки в
полной мере можно отнести к самому Фету. Да, он мог шепнуть слова, от которых
трепетали сердца, загорались души на добрые дела и высокие помыслы. В этом поэт
видел главное свое предназначение, для этого он создавал свои прекрасные
произведения.
Кляните нас:
нам дорога свобода,
И буйствует не
разум в нас, а кровь,
В нас вопиет
всесильная природа,
И прославлять
мы будем век любовь.
В пример себе
певцов весенних ставим:
Какой восторг —
так говорить уметь!
Как мы живем,
так мы поем и славим,
И так живем,
что нам нельзя не петь!
Он видел красоту
в земном и обыденном, усматривал идеальное и вечное в повседневном и
преходящем. Источником творчества может стать обычная прогулка, увиденный
пейзаж или даже мимолетное настроение. Муза является поэту в облике симпатичной
и вполне земной девушки, странствует вместе с ним по городским улицам “в туман
и холод, внемля стуку колес по мерзлой мостовой”.
Одним толчком
согнать ладью живую
С наглаженных
отливами песков,
Одной волной
подняться в жизнь иную.
Учуять ветр с
цветущих берегов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/