Старая и новая Россия в романе И.А. Гончарова "Обыкновенная история"
Старая и новая Россия в романе И.А. Гончарова "Обыкновенная история"
Старая и
новая Россия в романе И.А. Гончарова "Обыкновенная история"
И. А. Гончаров,
на мой взгляд, является писателем, который быстрее других понял изменения
русской жизни, связанные с проникновением в старый патриархальный уклад
западных буржуазных веяний. Писатель много путешествовал, а потому очень хорошо
узнавал приметы капиталистического общества, которые появлялись в современной
ему России. Автор “Обыкновенной истории” сознавал, что разрушение феодального
уклада является закономерным следствием всего послепетровского периода развития
русской истории, что деловитость, предприимчивость отозвались в России, с одной
стороны, развитием промышленности и торговли, науки и рационализма, с другой —
гипертрофией бюрократической администрации, тенденцией к “выравниванию”
личностей, к маскировке их единообразием мундиров.
Деловой и
деятельный административно-промышленный Петербург в романе “Обыкновенная
история” противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревне
время помещиков отмечается завтраком, обедом и ужином, сезоны — полевыми
работами, благосостояние — запасами продовольствия. В Петербурге весь день
размечен по часам, и каждому часу соответствуют свои труды: занятия на службе,
на фабрике или вечерние “обязательные” развлечения: театр, визиты, игра в
карты. И. А. Гончаров сумел понять, что Петербург и провинция, а в особенности
деревня, — это две социально-культурные системы, два органически целостных мира
и в то же время две исторические стадии состояния общества. Переезжая из
деревни в город, Александр Адуев переходит из одной социальной ситуации в
другую, и само значение его личности в новой системе отношений оказывается
неожиданно и разительно новым для него. В своем имении, в своих деревнях Адуев
— помещик, “молодой барин” — независимо от своих личных качеств фигура не
только значимая, выдающаяся, но уникальная, единственная. Жизнь в этой сфере
внушает красивому, образованному, способному юному дворянину мысль, что он
“первый в мире”, избранник. Присущие молодости и неопытности романтическое
самосознание, преувеличенное чувство личности, веру в свою избранность Гончаров
связал с феодальным укладом, с русским крепостническим провинциальным бытом.
Именно разоблачение романтизма особенно высоко ценил в “Обыкновенной истории”
Белинский: “А какую пользу принесет она обществу!
Какой она
страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!”
Точно в
“маленьком зеркале”, в первом романе И. А. Гончарова нашла свое отражение
“историческая ломка” — переход от феодального общества с его
патриархально-семейным бытом и соответствующими идеалами к буржуазному укладу.
Крепостная деревня, барское поместье рисуются как идеальное в своей
неподвижности, раз навсегда отлившееся воплощение феодальных отношений.
Петербург — как образ нового, европеизированного, но по своим формам
характерного для русской государственности буржуазного общества.
И. А. Гончарову
очень важно было нарисовать в образе Петрэ. Адуева подобное, хоть еще тогда и
редкое, совмещение чиновничьей карьеры и капиталистического
предпринимательства. В этом он видел возможность лаконично и выразительно
передать суть Петербурга, его историческое значение в социальном и политическом
прогрессе. И. А. Гончаров не был склонен к идеализации современного пути
развития русского общества, а тем самым и героя, представляющего это развитие.
Авторская симпатия в романе заменена другим: исторической и социальной
закономерностью, необходимостью позиции героя. Называя свой роман “Обыкновенной
историей”, И. А. Гончаров с иронией, сочувствием и грустью констатировал, что
приобщение человека, претендовавшего в начале своей жизни на исключительность,
к современному стереотипу исторически и социально предопределено. Приобщившийся
к требованиям “века” Адуев-дядя объясняет провинциальному племяннику “условия
игры”, без соблюдения которых невозможен жизненный успех. Бурно сопротивляясь
советам и требованиям дяди, Александр вынужден в конечном счете следовать им,
ибо в мнениях дяди нет ничего индивидуального — это веления времени. Потеря
героем “Обыкновенной истории” многих неоценимых душевных качеств — простодушия,
искренности, свежести чувства — сопровождается его ростом, прогрессом,
перемещением в высшие слои общества и не просто карьерным, но и умственным
усовершенствованием, закалкой воли, расширением опыта, подлинным, а не мнимым
повышением его социальной ценности.
Особенность
формирования героя И. А. Гончарова состоит в преодолении романтического идеала,
приобщении к суровой деловой жизни. История героя оказывается отражением
исторически необходимых изменений общества. Рационализм, утилитаризм, уважение
к труду, стремление к успеху, чувство долга по отношению к делу, избранному в
качестве профессии, самодисциплина и организованность, подчинение рассудку, а
мысли — конкретным и ближайшим целям, чаще всего интересам службы или другой
трудовой деятельности, — таков идейный, нравственный и бытовой комплекс,
характеризующий типическую личность петербургского периода, а также уклад жизни
и нравы Петербурга, наиболее “современного” и европеизированного города России
середины XIX в. Подвергая каждый поступок, каждое желание и каждую декларацию
племянника суду логики, проверке житейской практикой и критерием пользы,
Адуев-старший проявляет нетерпимость к фразе и постоянно рассматривает слова и
поступки Александра на фоне опыта других людей. Он приравнивает его ко всем и
как бы приглашает принять участие в соревновании между множеством ему подобных
жителей Петербурга. Даже от искусства он требует высокой профессиональности и
не понимает дилетантизма, занятий литературой, музыкой, сочинения стихов в
порядке самовыражения. Александр Адуев потрясен требованиями дяди, он
усматривает в них обесценивание личности.
Итак, И. А.
Гончаров отмечает прогрессивные черты новой культуры, он указал и на потери,
возникающие при подчинении ее законам всех сфер жизни. Тупик, к которому
приходит Петр Иванович Адуев, как и у современных деятельных и одаренных людей
в буржуазном обществе, возникает отчасти потому, что все личные отношения, в
том числе и семейные, оказываются только придатком к “делу” — службе, карьере,
предпринимательству и денежным интересам.
Адуеву-младшему
предначертан путь, во всех деталях повторяющий дорогу, пройденную дядей. Рок,
который толкает его на этот путь (казалось бы, Александр не честолюбец, не
алчен, не жаждет денег и может спокойно без особых усилий иметь все жизненные
удобства в своем наследственном имении), — историческая необходимость. В
неосознанном, но непреодолимом стремлении Александра уехать из деревни в
неведомый и страшный Петербург и в его втором возвращении в столицу после
бегства в деревню, где он хотел укрыться от ударов и разочарований
петербургской жизни, отражена историческая неотвратимость изменения жизни. Матери
Александра — “старосветской” помещице — во сне сын является добровольной
жертвой, человеком, бросающимся в омут. Так аллегорически изображается
неизбежность, которая должна подвигнуть Россию на вхождение в новые,
непривычные и несвойственные ей отношения.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/