Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
Сравнение
произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
Реферат
подготовил Голубев Сергей, 11.С класс
1.
Вступление.
Прочитав пьесы
А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой
как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны
в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес
наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской
натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих
пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит
действие.
2. Сходства
и различия.
2.1. Обе рассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр
«Грозы» остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются
черты как трагедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Для трагического
жанра характерен неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и
законами жизни, что присуще обеим пьесам.
2.2. По времени
написания "Гроза" – это главное произведение дореформенной
драматургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие
мотивы постреформенного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в
этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира;
"Бесприданница" является драмой буржуазной эпохи – нового времени,
когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившего
человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести – и это
решающим образом влияет на её проблематику. Культура народа в «Грозе»
одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё еще живут по «Домострою», быт еще во многом
патриархален.
2.3.. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы
купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его
пьесы густо населены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга
интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до
индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был
совершенно оригинален.
2.4. По-моему, в особенности, автору удаются женские типы – «горячие
сердца».
Две драмы А.Н. посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в
русском обществе. Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На
героинях-женщинах я и хочу остановиться.
2.4.1. В первую очередь, – это Катерина из пьесы «Гроза». Она религиозна
и романтична одновременно. Её душа стремится к счастью, рвется на волю.
Катерина — купеческая дочь, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в
атмосферу жестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души,
а «из-под неволи», и Катерина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем,
со злой и сварливой свекровью.
Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в
молодого человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой
образованностью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и
сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины
стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но,
измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью.
Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на
изворотливость и приспособленчество.
О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский
подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать
птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают
так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе,
так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, –
говорит она Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла
совсем...» Суровая действительность возвращает героиню в мир Кабановых и Диких.
Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила
приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Варвара – полная
противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает
обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно
такое поведение.
Поэтому в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь
оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест
Катерины против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против
мрака лжи и жестокости «темного царства». У Катерины очень своеобразный
характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. Для нее это не
самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности.
2.4.2. Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса –
это не простая девушка из мещанской среды, это образованная, культурная,
мыслящая девушка. Она получила дворянское воспитание и в отличие от Катерины,
выросла условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере
нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и
не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и
приниженность положения. Лариса не приемлет мир, в котором она живет. Она любой
ценой хочет из него вырваться.
Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество
и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для
устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной
принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса – младшая дочь,
последняя, оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя
на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение.
Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку,
среди которых немало «всякого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на
«цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь,
хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие.
Лариса становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея
Сергеевича Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя
не слушаться, которому нельзя не верить. Лариса не видит ничтожности и
мелочности его натуры. Потеряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса
готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку.
Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире
нет благородства. Лариса вскоре это поняла. «Я вещь», – говорит она
Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя подороже. Героиню одолевают
внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной
жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, поэтому выстрел
Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нерешаемых проблем.
Смерть героини – это достойный ее уход из жизни.
2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего
это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень
важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного
происхождения: древнегреческие и римские.
2.5.1. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя
главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и
судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва
торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и
потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она
не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала
себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе
Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят
как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно,
виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.
2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся
сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и
беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется
этой фамилией.
Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Да и Тихон – Кабанов,
как ни “тих” он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных
существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у
него от Тихона, что имя (Борис по-болгарски “борец”).
Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой
(она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом).
Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиньш, вызывает и
впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он - кулик
- птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик - свое болото.
Ларису в “Бесприданнице” окружают не “звери”. Мокий – “кощунствующий”,
Василий - “царь”, Юлий – это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть
живущий головой (капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным.
Ну и наконец, Харита - мать троих дочерей – ассоциируется с харитами,
богинями юности и красоты, которых было трое, но она же их и губит (вспомним
страшную судьбу двух других сестер - одна вышла замуж за шулера, другую зарезал
муж-кавказец).
3. Выводы
3.1. «Гроза» и «Бесприданница» — лучшие пьесы Островского, показавшие
читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества с его страстями и болью,
печалями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю
глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и
жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя.
Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в
классической русской литературе.
3.2. У Катерины
и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их
желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать
счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные
устоями общества. Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она
готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса
же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем.
Катерина не
может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
У Ларисы
положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала
верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман,
Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных
ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но
автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из
жизни.
3.3. Характеры
главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о
счастье и любви, идеализирующие мир. Но пьеса «Бесприданница» создавалась в
иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление
общества и рода человеческого вызывают искреннее сомнение драматурга, поэтому
существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир
«темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери,
обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного
резонанса. Автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена
гибели героини озвучена пением цыганского хора.
3.4. Раскрытие
значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и
основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать
“говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в
широком - символическом - смысле слова.
Список
литературы
И.И.Мурзак,
А.Л.Ястребов. Динамика сюжетов в русской литературе XIXвека.
Добролюбов Н.
А. Луч света в темном царстве.
Собрания
рецензий на пьесы А. Н. Островского (Интернет)