Жанр
- исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры
журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.
Основой
всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие.
Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами:
достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен
быть банальным.
Из
фактов компонуется информация.
Существует
три ступени стереотипа восприятия информации:
1.
Первая ступень - информация, особо не затрагивая сознания, только на краткий
миг будоражит воображение реципиента.
2.
Вторая ступень - информация, слегка затрагивая сознание и подсознание, только
привлекает внимание реципиента.
3.
Третья ступень - информация, запечатлевшись и в сознании и в подсознании,
вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным
действием, меняющим облик действительности в позитивную сторону.
Информационные
жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в
повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов
в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная
информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные
жанры, интервью и репортаж.
Хроникальная
информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15
строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет.
Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный,
официальный.
Расширенная
информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в
нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение
факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды
комментария:
2.
Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более
компетентным человеком.
3.
Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами,
компетентными в этой области.
4.
Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.
5.
Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.
Также
в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и
т.д.
Заметка
- самый древний жанр в журналистике. От хроникальной и расширенной информации
заметка отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо
читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в
различных временных измерениях.
Реплика
- это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой
реплики является настроение.
Эпистолярные
жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена
и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех
материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо
- жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.
Отчет
- концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет
отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды
отчетов: прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних
комментариев; отчет - коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече;
отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет - передача
события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета -
официально-деловой.
Интервью
- некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство
специалистов считают , что он имеет черты информационного жанра. "Интервью
- это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц)
на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными
вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы."
По
исследованиям профессора Барманкулова М. К., интервью делится на две группы: по
характеру опрашивающего- интервьюера - журналиста и по характеру опрашиваемого
- интервьюируемого- героя. К первой группе он относит: интервью- информацию,
интервью-мнение; ко второй - интервью-эмоцию и интервью - социологический
опрос.
Виды
интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное
интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы
интервью - интервью-экспресс, блиц-интервью.
Также
бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью
относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.
Репортаж
- жанр, оперативно и ярко "передающий" с места событий. Самая
основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это
когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами
репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех
читателей, слушателей и зрителей.
Виды
репортажа: событийный - событие передается хронологически ( также различают до
событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может
передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные
комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не
запланированного события.
В
языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и
художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать
художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность
- то сухим и неинтересным.
Аналитические жанры журналистики
Аналитические
жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе.
Индукция, или анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем
разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда
сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.
По
сравнению с информационными жанрами , аналитические шире по фактическому
материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.
К
аналитическим жанрам относятся: статья, корреспонденция, обзор, рецензия.
Статья
- это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной
ситуации. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и
ситуаций, рассмотренных в совокупности. Факты в статье играют иллюстративную
роль, в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются
аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование,
описание и размышление. Виды статей:
1.
Передовая - в ней основа директивность;
2.
Пропагандистская - важным методом в ней является пропаганда;
3.
Научная и научно-популярная статья;
4.
Проблемная, требующая от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса,
компетентности, инициативы, смелости.
По
данным Ворошилова В. В., "К особому подвиду статьи можно отнести
публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные
события, прокомментировать и оценить их".
Корреспонденция
- отображение "кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном
материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема,
решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи
применяется метод дедукции - синтеза, то есть проблема решается от частного к
общему.
Виды
корреспонденции:
1.
Информационная. Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным
развитием темы.
2.
Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она
критического плана.
3.
Постановочная корреспонденция - такой вид отражает злободневную , актуальную
ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.
4.
Корреспонденция - раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует,
сопоставляет, сравнивает , оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура
произвольная, то в корреспонденции - специфичная. Она имеет: рубрику,
заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно
определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают
разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются
характерными чертами.
Рецензия
- жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного
произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных
постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок,
музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций. Рецензию также определяют как
критику "отраженной действительности".
Рецензент
обычно оперирует вторичными фактами. Также в рецензии присутствует фактоидный
материал и тезисы. Адресатами, к которым обращается рецензент являются
реципиент, то есть читатель, слушатель и зритель, а также автор оцениваемого
или критикуемого произведения. Из этого вытекают непосредственные задачи
рецензии - это воспитательная и эстетическая. Характерная черта рецензии -
позиция рецензента - современность. При рецензии могут поэтому решаться и
ретроспективные задачи.
Виды
рецензии:
1.
Литературная.
2.
Научная.
3.
Театральная.
4.
Кино рецензия и т. д.
Обозрение
или обзор - жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с
использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать
"панорамой событий".
Виды
обозрений:
1.
Внутренние - о событиях жизни внутри страны.
2.
Международные - о международной жизни; различают по времени: ежедневные,
еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные.
По
тематике:
1.
Политические,
2.
Экономические,
3.
Спортивные,
4.
Сельскохозяйственные,
5.
Культурные и т. д.
Особым
подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.
Аналитические
жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали
занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве.
Появились газеты, в которых присутствуют в основном только аналитические жанры,
это такие, как: "Панорама", "Деловая неделя" и другие.
Художественно-публицистические жанры журналистики
Художественно-публицистические
жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и
публицистичность Художественность - это образное отображение действительности,
моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий.
Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в
пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не
вымысла.
Конкретный,
документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место
впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К
художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе,
политический портрет. В рамках это жанра можно рассматривать и документальный
рассказ.
Очерк
- это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении.
Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью
фактов. В журналистике очерк - самый объемный жанр, тогда ка в литературе -
самый небольшой.
Очерки
делятся на:
1.
Описательные:
а)
путевые;
б)
событийные.
2.
Сюжетные:
а)
портретные;
б)
проблемные.
Описательные
очерки отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью
хронологии события, а сюжетные - постановкой проблемы, требующих решения,
сложностью отображения жизненных коллизий.
Повествование
в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор
очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может
"за кадром", его повествование может быть просто "фоном",
на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным
"оценщиком".
В
очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая.
Логичность изложения, соблюдение классических языковых норм - присущи
коммуникативно-классической прозе. Такая проза присутствует в основном в
очерках Пескова В., Голованова Я. Эстетическая проза отличается высокой
эмоциональностью изложения, присутствием в тексте ярких описаний. Такова проза
очерков Алимжанова А. В очерке используются также три вида сюжетов:
1.
Простой сюжет - соответствующий естественному ходу события.
2.
Пространственно-временной сюжет - это когда события могут происходить в одном и
в том же пространстве, но в разных временных измерениях.
Например,
в очерке Алимжанова А. "Трон Рудаки". Ассоциативный З. - когда сюжет
произвольно меняется соответственно ассоциативным настроениям героев или
автора. В очерке также важны такие элементы, как пейзаж, портрет и другие
детали. Известны знаменитые очерки Уалиханова Ш. "Аблай" - портретный
очерк, "Очерки о Джунгарии" - путевые очерки.
Зарисовка
- небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует
сюжет. Виды зарисовок:
1.
Пейзажная.
2.
Ассоциативная - построенная на ассоциациях.
3.
Портретная - портрет человека, или местности, явления.
В
зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций.
Известны зарисовки о природе и животных Пескова В., которые публикуются в
каждом пятничном номере газеты "Комсомольская правда".
Эссе
- жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий
эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.
Виды
эссе по тематике:
1.
Политические,
2.
Экономические,
3.
Литературные,
4.
Публицистические. и др.
В
эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток
информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе
как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга.
Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского
осмысления.
Новое
слово в современную эссеистику внес известный казахстанский писатель и
публицист Г. К. Бельгер, пишущий свои эссе на трех языках: казахском, русском и
немецком. Его эссе - виртуальные беседы с сынами казахской земли "Тихие
беседы на шумных перекрестках" уникальны по своему содержанию и проблематике.
Публицист рассуждает о проблемах казахского народа устами великих предков, эти
эссе достойны серьезного изучения.
Политический
портрет - жанр, в котором в основном отображается психологический портрет,
действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других
жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены
публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра
- угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую
характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем,
предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном
развитии.
Художественно-публицистические
жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и
аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация
обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк
совсем исчез со страниц печати.
Сатирические жанры журналистики
Сатира
- в переводе с греческого "смесь", это критика реальной
действительности с целью ее улучшения, совершенствования. Сатира появилась в
древности, с появлением социального строя в человеческом обществе, поэтому
считается социальным явлением. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных
достоверностью описания, адресностью фактов.
Исследователи
теории журналистики различают следующие виды сатирических жанров: фельетон,
памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот. От других жанров
журналистики сатирические жанры отличаются критикой, сатирой, юмором,
использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и других.
Фельетон
- это объемный сатирический жанр, "синтез трех начал: публицистического (
факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен),
сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого
предполагает сатирический анализ) и художественного ( создание сатирического
образа , что и отличает фельетон от сатирической заметки)" Слово фельетон
- в переводе с французского означает "листок" - в 1800 году 27 января
в журнале "Де Пари" был вложен листок с театральными афишками, с
мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка,
так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения,
осмеивающие смешные и нелепые явления жизни, препятствующие нормальному
развитию.
Виды
фельетонов: фельетон-статья, фельетон корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон
- зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон - жалоба, фельетон - заявление
; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон -скетч и т.д.
Главная
задача фельетона - осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В оном случае
сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной
категории, в других - возбудить гнев, ненависть, в-третьих - показать
ничтожность носителей зла, обреченность и никчемность их методов действий. Одно
из главных условий успеха фельетона - верное определение социальной сущности
рассматриваемых фактов, правильная позиция автора.
В
настоящее время фельетоны почти исчезли со страниц печати. В газете
"Время" печатаются фельетоны Сапы Мекебаева из страны
"Азиопия", в которых он критикует политическую ситуацию в нашей
стране, политических и общественных деятелей. В газете "Казахстанская
правда" печатаются под рубрикой "На взгляд фельетониста"
сатирические произведения С. Ковалева, но в тех и в других не развиты
художественные части, что мешает им подняться до совершенства жанра.
Памфлет
- поисходит от греческого "ран" - все, "рфлего" - жгу,
произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет
сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое -
злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект
разоблачения ( крупное социальное явление, государственные или общественные
деятели) Памфлет - редкое событие в литературе и журналистике. Он ведет
родословную от Эразма Роттердамского ("Письма темных людей", 1515 г.)
, Франсуа Рабле ( "Гаргантюа и Пантагрюэль", 1534 г) . Даниэль Дефо
за памфлет "Кратчайший путь расправы с диссертерами" выстоял у
позорного столба. "Философские мысли " Дени Дидро были осуждены на
сожжение. За "Философские письма Чаадаев А. был объявлен сумасшедшим.
"Письмо к Гоголю" Белинского В. Г. распространялось в списках.
В
настоящее время памфлеты почти исчезли со страниц изданий.
Пародия
- жанр- передразнивание. Цель пародии - гипертрофировать, подчеркнуть
особенности критикуемого явления, его содержания, формы. Пародии бывают на
литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни,
музыку, и бытовые ситуации.
Эпиграмма
- в переводе с греческого "надпись на камне" - это сатирическая
миниатюра, отличающаяся предельной сжатостью характеристики , объема критики,
осмеяния. Она метит в определенный объект, в иных случаях бывает нацелена на
отрицательное явление. Часто эпиграмма дается как текстовка к карикатуре.
Басня
- сатирическое произведение назидательного характера, героями которого являются
животные. Басня, как литературное и публицистическое произведение состоит их
трех частей, обладающих различным стилем и особенностями языка. Первая часть
или зачин имеет средний стиль, вводящий читателя в действие. Вторая часть
основная - в ней описываются основные действия героев, в третьей - назидание,
написанное высоким стилем.
Басни
древнегреческого баснописца Эзопа дошли до наших дней и в настоящее время
проблемы, поднимаемые в них, являются актуальными. Французский баснописец
Лафонтен продолжил их традиции, которые позднее были поддержаны русским
баснописцем Крыловым И. А. Ахмет Байтурсынов перевел на казахский язык многие
басни Эзопа, Лафонтена и Крылова и сам написал ряд басен, среди которых
известна басня "Комар".
В
современной казахстанской печати публикуются басни, но в них очень мало
художественности и образности.
Карикатура
- это гротескное изображение критикуемого явления, события, человека.
Карикатуры бывают словесными и изобразительными. В современной казахстанской
прессе встречаются и те и другие. Например, на российском телевидении программу
"Куклы" можно отнести к карикатуре.
Шарж
- от французского слова "тяжесть", критическое изображение человека,
события, явления. От карикатуры шарж отличается гипертрофированным, гротескным
изображением какой-либо части тела или части явления. Различают дружеские и сатирические
шаржи. В казахстанской прессе встречаются и те и другие.
Анекдот
- небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее
злободневную острую критику. Текст анекдота строится по принципу
"перевернутой пирамиды" - назидание в самом конце, на
"вершине".
Сатирические
жанры в казахстанских СМИ встречаются довольно часто.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://agroweb.unesco.kz/