“Каждый
художник приходит в искусство прежде всего с правдой собственного опыта, с собственным
пониманием и объяснением мира”, — писал Василий Владимирович Быков. Великой
школой жизни стала для будущего писателя война, на которую он попал совсем
молодым и достойно прошел ее испытания. Оставшись живым, Быков хочет рассказать
миру об увиденном, пережитом и выстраданном. Военная тема стала почти
единственной в его творчестве.
В своих военных
повестях Василий Владимирович создает широкую галерею человеческих характеров,
через которые раскрывает многогранность народного подвига в годы Великой Отечественной
войны. Писатель показывает незаметных, рядовых участников войны, которые своим
героизмом и самоотверженностью приближали Великую Победу.
Быкову
интересны люди с несгибаемой волей, стойкие и сильные духом. Не всегда это
крепкие физически, богатырского сложения герои. Скорее наоборот: маленькая и
ладная Зося Норейко (“Пойти и не вернуться”), больной, простуженный, страдающий
от сильного кашля Сотников (“Сотников”), прихрамывающий на одну ногу Алесь
Иванович Мороз (“Обелиск”) — обычные люди, волей судьбы оказавшиеся перед
выбором: или — или. И постепенно писатель дает психологическое обоснование их
героическим поступкам. Они живут по законам установленного ими порядка, где
нельзя лгать, подличать, идти на компромисс с совестью. Они прекрасно знают,
что потом уже трудно будет оставаться человеком. А для лучших героев Быкова
жить — это значит не поступаться главным, во что верил, что ставил во главу
угла, чему учил других. Именно поэтому выбирает смерть Сотников, идет в
немецкий плен к своим ученикам Мороз, не соглашается на “счастье с Антоном”
Зоська Норейко.
Писателю
интересна психология подвига: как человек, превозмогая природу самосохранения,
“добровольно” соглашается на смерть, отстаивая свои принципы. Как правило,
герои Быкова немногословны. Буднично и обреченно, стойко и без колебаний они
выбирают единственно возможный для них путь — смерть, если невозможна жизнь “по
их законам правды”.
Но Быков не был
бы до конца честным, если бы не показал другую сторону войны — малодушие и
предательство. Разными путями приходят к нему его герои: Рыбак (“Сотников”) и
Антон (“Пойти и не вернуться”), Каин (“Обелиск”) и Колонденок (“Знак беды”), но
всегда этот путь заканчивается тупиком. Антон чувствовал, что “война загоняла
его в тупик, из которого не было выхода”.
И если лучшие
герои писателя как бы восходят к вершинам своего духа, умирают во имя будущего,
торжества правды и свободы, то предатели, все больше погрязая в убийствах и
грабежах, стараются заглушить жалкие угрызения совести.
Уже с петлей на
шее Сотников видит глаза мальчонки, который непременно доживет до конца войны,
запомнит все увиденное, не допустит его повторения.
А Рыбак
бесславно, не выдержав своей подлости, гибнет в собственной петле. Это его не
спасет. Все видели, как он вешал товарища. Это мальчонка тоже запомнит: кровь
предателя не смывает его греха.
Прочитав
однажды, повести В. Быкова невозможно забыть. Они правдивы и своеобразны,
показывают войну без прикрас, обнажая ее страшную суть. Его повести, как
правило, не имеют “счастливых концов”, герои гибнут, но такова логика войны.
Невозможно быть счастливым и безмятежным, когда кругом льется кровь твоих
соотечественников.
Повести В.
Быкова, к сожалению, стали актуальными. Сколько новых “горячих точек” появилось
на карте мира! Писатель-гуманист призывает задуматься над ценностью
человеческой жизни, над невосполнимостью людских потерь.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/