Мне кажется,
что сцену чтения Евангелие Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько
Раскольников и Соня нравственны.
Сцена чтения
Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с
интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова
в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру.
Раскольников недоумевал, как в Соне позор и низость совмещаются с
противоположными и святыми чувствами. Просто Соня духовно выше, сильнее
Раскольникова. Соня сердцем верит в существование высшего божественного смысла
жизни. Раскольников спросил Соню: "Так ты очень молишься богу-то, Соня?"
и Соня, стиснув его руку, ответила: "Что же бы я без бога-то была?".
"А тебе бог что за это делает?" - допытывался Раскольников, "Все
делает!" - отвечала Соня.
Раскольников с
любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и кроткое существо может так,
дрожа от негодования и гнева, быть убеждена в своей вере. Тут он заметил книгу
на комоде - Евангелие. Мне кажется, что неожиданно для самого себя, он попросил
Соню почитать про воскресение Лазаря. Соня колебалась, зачем это неверующему
Раскольникову, он настаивал. Я думаю, Раскольников в глубине души помнил
воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя. Соня начала
читать сначала робея, подавляя спазмы горла, когда же дошла до воскресения -
голос ее окреп, звенел как металл, вся она дрожала в предвкушении чуда
воскресения и чуда, что Раскольников услышит и уверует также как верует она.
Раскольников с волнением слушал и наблюдал за ней. Соня дочитала, закрыла книгу
и отвернулась. Молчание продолжалось пять минут. Вдруг Раскольников с решимостью
во взгляде заговорил: "Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты,
вместе и пойдем!"
Значит чудо
все-таки произошло, Раскольников в душе понял, что оставаться так не может,
надо сломать что надо, взять страдание на себя. Пример Сони был очень важен для
Раскольникова, она укрепила его в его отношении к жизни, к вере. Раскольников
принял решение, и это был уже не тот Раскольников - мечущийся, колеблющийся, а
просветленный, знающий что делать. Я думаю, что воскресение Лазаря - это
воскресение Раскольникова.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/