С
давних времен человек живет бок о бок с природой. Раньше человек поклонялся
порою принося жертвы ей. В наш техногенный век, время прогресса отношение к ней
кардинальным образом поменялось. Люди считают себя выше природы.
Не
пора ли ответить на вопрос и решить поставленную жизнью задачу : природа - храм
или мастерская ? Нравственные проблемы. бытия, по мнению Астафьева.
сконцентрированы сейчас во взаимоотношениях человека и природы. Это - главное
содержание его зрелого творчества.
В
одном из лучших произведений, в романе "Царь-рыба" вопросы экологии
становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном
выживании людей. Писателя интересуют не идеальные персонажи и не театральные
злодеи, а реальные люди. Лучшим из его героев свойственна душевная тонкость,
умение чувствовать прекрасное, не столько привитое культурой, сколько
естественное. Отличает астафьевских персонажей желание и, главное, умение
делать добро. Это не подвиги, а обычные, непримечательные поступки, но они
служат поддержанию и утверждению общечеловеческих нравственных законов.
Повествование
в романе "Царь-рыба" целиком посвящено современности: проблема охраны
природы тесно связана в нем с вопросами войны и мира, нравственного состояния
человека. Стремительное развитие техники отозвалось нам не только благами. Оно
породило в человеке "козявочное" чувство своей ничтожности, которое,
по мнению писателя, рождает в людях презрение к самим себе и к жизни вообще,
безнравственное отношение к миру. Люди настолько свыклись с пропастью,
отделяющей их от природы и, следовательно, друг от друга, что просто перестали
принимать ее во внимание. Спасение, по Астафьеву, в преодолении этой пропасти,
в духовном слиянии с природой.
Так,
в "Царь-рыбе" в главе "Капля" прекрасно выражено это
благотворное воздействие природы. Именно в состоянии мирного покоя, навеянного
природой, открывается самое хорошее в душе: жалость и любовь к людям, желание
защитить их от бед и обид, нравственное убеждение в человечности мира. Как
контрастно звучат после этого гимна земной красоте последующие рассказы.
По-гоголевски колоритно сатирическое описание поселка Чуш.
По
признанию автора, "дремучеством" веяло от жителей поселка,
"болотным духом за версту несло". Главная их забота - урвать себе
кусок поболе да пожирнее. Как символ чушанской веры и надежды стоит местный
магазин. Но разве хлебом единым жив человек? Хочется чушанцам и другой,
"красивой", "культурной" жизни. Но вся беда их в том, что
представления об этой "культурной" жизни у них крайне убоги.
Неудивительно, что в такой среде процветает браконьерство - страшная болезнь
нашего времени. Истоки ее - в бездуховности, порождающей неуемную жажду наживы.
Так почему же "забылся в человеке человек", почему "жадность его
обуяла"? - тревожится автор. Всех его персонажей можно условно разделить
на уходящих от мира и старающихся жить с ним в гармонии. Люди злоупотребляющие
неминуемо становятся разрушителями.
В
центральной главе повествования "Царь-рыбы" браконьер Игнатьич
изловил огромного осетра, но не но не смог с ним справиться. Рыба утащила его в
воду, и долго, бесконечно долго находились реки "царь" и всей природы
"царь" в одной ловушке. Но удивительное дело: в момент возмездия,
когда страх смерти и угрызения совести терзают браконьера, происходит вдруг
слияние вечно меняющихся ролями мучителя и мученика - человека и природы. Но не
возвышенно-легкое, когда, как в главе "Капля", душа природы внятна
человеку. Отягощена свершенным злом душа браконьера, и терпит он великие муки.
Израненные, человек и "царица" рек встречаются в равном бою со
стихией. Теперь "царь" природы уже не управляет ситуацией, природа
покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к
другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич
просит: "Господи, отпусти эту рыбу!" Сам он этого сделать уже не в
силах. Их судьбы теперь в руках у природы.
Так,
значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но
природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет
покаяния. Игнатьич - умный человек, он понимает свою вину и искренне
раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые
поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить
все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если
выживет здесь. Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен
жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. После
прочтения "Царь рыбы" , мы можем сделать вывод что природа храм, а не
мастерская.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru