Повесть
“Поединок”, созданная Куприным в период русско-японской войны и в атмосфере
подъема русского революционного движения, вызвала огромный общественный
резонанс, поскольку именно в этом сравнительно небольшом по объему произведении
писатель сумел разоблачить и выставить напоказ все те негативные стороны жизни
неприкосновенной и глубоко почитаемой военной касты, которая всегда считалась
передовой частью самодержавного российского государства.
Таким образом,
своим “Поединком” Куприн нанес ошеломляющий удар не только по диким армейским
нравам, но и по всем порядкам царской России. Кстати, за чтение повести в
Севастополе Куприна посадили в тюрьму, а потом выслали из Крыма.
Но проблематика
произведения выходит далеко за рамки традиционной военной повести. В “Поединке”
автор затрагивает актуальные вопросы того времени о причинах неравенства людей
в обществе, выдвигая на первый план проблему взаимоотношений отдельной личности
и общества, интеллигенции и народа и отыскивая пути освобождения человека от
духовного гнета, указывая на ничтожность и большой вред общественного влияния
на формирование личности.
В центре
повествования — судьба честного и благородного русского офицера Ромашова (в
фигуре которого выразились многие черты самого автора), который попадает в
условия армейской казарменной жизни, где и проходит суровую школу, ощущая на
себе всю неправильность человеческих взаимоотношений. В качестве причины
трагизма судьбы главного героя мы видим духовное бездорожье интеллигенции,
оторвавшейся от народа. Разве несчастная любовь к Шурочке является причиной
духовной и физической гибели нравственно чистых Ромашова и Назанского? Конечно,
нет.
Личная трагедия
в жизни этих героев лишь ускоряет печальный финал. Непосредственно казарменной
жизни в повести отведено не более пятидесяти страниц. Это две сцены, рисующие
будни полка, большая сцена смотра корпусным командиром. Но с ними тесно связаны
эпизоды, показывающие отношения Ромашова и его денщика Гайнана, эпизоды бесед с
солдатом Хлебниковым, сочувствие к татарину, не понимающему русского языка
Именно здесь ставится вопрос об отношении интеллигенции к народу. Автор
показывает затхлый мир армейской провинциальной жизни.
Вспомним, как в
самом начале повести командир Шульгович подвергает Ромашова домашнему аресту за
“непонимание войсковой дисциплины”. Герой чувствует себя униженным, и его
юношеское самолюбие рисует в воображении сладкие картины мести: вот он
заканчивает академию, становится блестящим офицером, а перед ним заискивает
Шульго-вич, которого он учит, как надо вести маневры. Потом ему представляется
война, и Ромашов показывает, каким следует быть храброму офицеру. Но это все
лишь мечты, а действительность — это грязный, заброшенный городок, скука,
ограниченные и тупые офицеры, нищая и однообразная жизнь, где лишь вокзал —
одно из мест, куда можно пойти отвлечься от серых будней.
Пошлость,
грубость и пьянство среди офицеров, насилие и жестокость по отношению к
солдатам — все это губит положительное в героях “Поединка”. Именно беспробудные
попойки от скуки и мрачной службы толкают Ромашова туда, куда он не должен был
бы ходить, то есть к женщине, которая и станет непосредственной виновницей его
гибели.
Ромашов
погибает, на грани гибели Назанский и другие подобные им офицеры, которые не
могут вырваться из круговорота полковых будней. Все они страдают от
собственного бессилия, так как, несмотря на высокие личностные и патриотические
идеалы, ничего не в силах изменить. Вспомним хотя бы слова Назанского, в
которых звучит вера в положительность человека и в женскую красоту, любовь и
преданность: “Никогда не надо делать человека даже в мыслях участником зла, а
тем более грязи. Я думаю о нежных, чистых, изящных женщинах, об их светлых
слезах и прелестных улыбках, о целомудренных матерях, о женщинах, идущих ради
любви на смерть, о прекрасных, невинных и гордых девушках с белоснежной душой”.
Назанскому
автор дал будто бы все: ум, силу, красоту, горячее стремление к правде.
Казалось бы, ему и быть страстным борцом за человеческое счастье, но, как и
Ромашов, он плывет по течению, в итоге — замыкается в себе и теряет всякое
стремление противостоять действительности. Так и не находят герои счастья и
смысла в жизни. Офицеры пытаются вырваться из мещанской трясины, но чаще всего
эти порывы заканчиваются трагически (капитан Слива и Назанский спиваются,
Ромашов гибнет).
Название
повести весьма символично, о реальном поединке читатель узнает только из
эпилога, в котором приводится отрывок из протокола дуэли Ромашова с мужем
Шурочки Николаевым, откуда и становится ясно, что герой смертельно ранен. За
что погибает герой? За любовь? Вряд ли. Скорее всего, поединок — попытка
активного протеста, проявление сильной воли и бесстрашия, тогда как смерть
героя — это единственный способ не мириться с отвратительной жизнью и уйти из
нее, оставаясь верным своему идеалу.
Поединок
мыслится автором гораздо шире: это поединок любви настоящей, искренней и
пошлой, сниженной до плотского удовлетворения. Поединок — это борьба низких,
ложных, тщеславных устремлений с чистыми, высокими и глубоко нравственными
порывами человеческой души.
Но основной
поединок в повести — поединок самого писателя с суровой действительностью, с
неприемлемыми условиями реальной жизни, которые давят на человека, мешают ему
быть свободным, независимым от обстоятельств, сохранять прежде всего свою
духовную свободу.
В повести
выражается попытка человека активно противостоять, не поддаваться негативному
общественному влиянию и устройству жизни в целом, сохранить верность самому
себе, преданность своим идеалам, остаться гуманным, честным и духовно
возвышенным человеком.
Но дело в том,
что главная мысль Куприна — изобразить трагедию и духовно бессильных
интеллигентов, не пожелавших мириться с пошлостью и тупостью армейской среды,
не нашедших в себе сил для общественной борьбы. Их борьба — неудачная попытка
преодолеть собственное бессилие, осознание собственной слабости и невозможности
что-либо предпринять.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/