Смысл названия комедии. Проблема ума и безумия (А.С. Грибоедов "Горе от ума")
Смысл названия комедии. Проблема ума и безумия (А.С. Грибоедов "Горе от ума")
Смысл названия комедии. Проблема ума и безумия (А.С.
Грибоедов "Горе от ума")
Само
название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия
носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии
отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской
пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки?
Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе?
Вот
Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича:
Сурьезный
взгляд, надменный нрав.
Когда
же надо подслужиться,
И
он сгибался вперегиб...
...А?
как по-вашему? по-нашему - смышлен.
И
сам Фамусов не менее "смышлен" в такого рода делах. Откровенно глуп и
примитивен Скалозуб - фигура чисто фарсовая. Но и он отлично умеет устроиться:
"И золотой мешок, и метит в генералы". Помните, как сам он
формулирует свое жизненное кредо:
...как
истинный философ я сужу:
Мне
только бы досталось в генералы.
"И
славно судите",- всецело одобряет его Фамусов. Не случайно заговорил
Скалозуб о "философском" взгляде на жизнь: это и есть
"философия" фамусовского общества. Ведь и Фамусов понимает философию
так же:
Куда
как чуден создан свет!
Пофилософствуй
- ум вскружится;
То
бережешься, то обед:
Ешь
три часа, а в три дни не сварится!
Каков
полет мысли, какова глубина философских размышлений этого государственного
мужа!
Когда
речь заходит об истинных философах, о мятежном духе проникновения в тайны
мирозданья, московский свет заявляет устами Скалозуба: "Ученостью меня не
обморочишь". Более того, фамусовский мир переходит в наступление, атакует:
"Ученость - вот чума", "Забрать все книги бы да сжечь".
Таковы "тузы". Они не глупы, нет. Они умны - по-своему. Пьеса
Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости, это было бы слишком
слабо, слишком упрощенно для высокой комедии. Она строится на конфликте
различных типов ума. Великолепно формулирует эту идею Софья, сравнивая своего
избранника Молчалина с Чацким:
Конечно,
нет в нем этого ума,
Что
гений для иных, а для иных чума,
Который
скор, блестящ и скоро опротивит,
Который
свет ругает наповал,
Чтоб
свет о нем хоть что-нибудь сказал;
Да
этакий ли ум семейство осчастливит?
Вот
она, суть противопоставления: ум - "гений", "который скор,
блестящ", ум критический, "который свет, ругает наповал" - и ум
"для себя", способный "семейство осчастливить". Софья
приняла светскую мораль, согласно которой ценен, почетен второй тип ума.
Разумеется, с точки зрения фамусовского общества, критический, скорый,
блестящий гений - "чума". Ум же "для семейства" приносит
сплошные дивиденды: его обладатель всегда умеет "и награжденья брать, и
весело пожить". Выгодный ум. Удобный. И философствовать можно на уровне
обеда и добыванья чинов - не выше... А что "гений"? "Ум, алчущий
познаний", стремящийся к вечному самосовершенствованью и горько страдающий
от несовершенства мира, как бы открытый вовне, бичующий пороки, ищущий новые
пути... Он странен и страшен обществу. Общество бежит такого гения, ощущая его
органически чуждым. Общество защищается.
Сам
Грибоедов считал своего героя умным: "В моей комедии двадцать пять глупцов
на одного здравомыслящего человека". Отчего же Пушкин усомнился в уме
Чацкого? "Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем
имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми..." - писал он А.
Бестужеву, разбирая достоинства и недостатки "Горя от ума". Прав ли
Пушкин, утверждая, что Чацкий недостаточно ясно видит, с кем говорит, кому
проповедует? Прав, и мы помним, что пьеса построена на комедийном приеме
"разговора глухих". Да, это слабость Чацкого, и все же это черта,
ставящая его в особый ряд литературных героев - безумцев, чудаков: Гамлет, Дон
Кихот, ростановский Сирано де Бержерак. Самая сущность образа Чацкого в этом:
он - человек, вопреки всему, верящий, что можно разбудить в каждом - Человека.
Такие герои всегда существовали в жизни и в литературе.
Чацкого
ославили безумцем. Но много ли в этом клеветы, с точки зрения фамусовского
общества? По каким законам оно живет? Его жизнь предельно регламентирована, это
жизнь догмы и нормативов, жизнь, где "Табель о рангах" почитается за
Библию; жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и
навсегда еще дедами и прадедами:
Спросили
бы, как делали отцы?
Учились
бы, на старших глядя...
Вот
основная заповедь существования высшего света. Это общество, где морально то,
что выгодно. Идеал его сугубо прагматический, грубо материальный: "Сто
человек к услугам... Весь в орденах... Век при дворе... В чины выводит... и
пенсии дает"... Не человек важен, а степень его нужности, способности
услужить. Поэтому картежник, вор и доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде
принят: ведь "мастер услужить". Здесь царят отношения не между
людьми, а между чинами и титулами. Подумайте, может ли московский свет считать
Чацкого здравомыслящим человеком? Ведь это значило бы, что его убеждения
-разумны, нормальны. А может ли ум "для себя", ум эгоистический
считать нормой ум - "гений"? Конечно, нет. Более того, общество
объявляет его вне закона, Чацкий для московского света - либо "карбонарий",
либо сумасшедший. И самому обществу много удобнее видеть в нем безумца: ведь
тогда все обличения Чацкого - лишь плод больного воображения, ему можно даже
посочувствовать:
А
Чацкого мне жаль.
По-христиански
так; он жалости достоин...
Чацкий-сумасшедший
обществу не страшен - вот что главное, вот почему клевете Софьи так искренне,
легко и быстро поверил свет! "Безумный по всему", - выносит Чацкому
приговор фамусовский мир устами шута Загорецкого. И с этого момента
звуконепроницаемая стена навеки встает между Чацким и окружающими: на нем
отныне клеймо безумца. К нему начинают относиться снисходительно, даже
проявляют внимание, как к больному, слабоумному:
Любезнейший!
ты не в своей тарелке!
С
дороги нужен сон. Дай пульс. Ты нездоров.
И
призрак безумия встает перед самим Чацким: "И слушаю, не понимаю...
растерян мыслями... чего-то ожидаю..."
И
вот, наконец, произнесено главное:
...из
огня тот выйдет невредим,
Кто
с вами день пробыть успеет,
Подышит
воздухом одним,
И
в нем рассудок уцелеет.
Чацкий
и фамусовское общество - несовместимы, они живут как бы в разных измерениях.
Свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий, же,
конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь
сосредоточие пороков:
...Мучителей
толпа,
В
любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков
неукротимых,
Нескладных
умников, лукавых простаков,
Старух
зловещих, стариков,
Дряхлеющих
над выдумками, вздором...
Он
видит не реальных людей со своими слабостями и - пусть невеликими -
достоинствами. Перед ним - кунсткамера, сборище монстров. Вот почему через всю
комедию проходят приемы "разговора глухих" и "кривого
зеркала": тому, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в
"кривом зеркале", другого не понять...
Список литературы
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru