Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор"
Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор"
Смех -
единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор"
Тридцатые годы
прошлого столетия - время наиболее плодотворного и интенсивного творческого
расцвета Гоголя. Вслед за "Вечерами", "Миргородом",
"Арабесками" он обращается к драматургии и создает одно из самых
замечательных произведений мировой литературы - бессмертного “Ревизора”. В этой
комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическая Россия, полицейско-самодержавный
строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и
угнетении. По словам самого писателя, он "решился собрать в одну кучу все
дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех
случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним
разом посмеяться над всем".
Своеобразно и
пo новому построен сам ход пьесы. В первом действии Хлестаков еще не
появляется. Но вся атмосфера страха ожидания, боязни того, что откроются
неблаговидные дела и злоупотребления городничего и прочих чиновников,
определяют дальнейшее развитие действия, возможность будущей ошибки. "С
какой силой, с какой простотой, с какой гениальной экономией происходит завязка
пьесы!" - писал известный театральный деятель В. И. Немирович-Данченко.
Завязка "Ревизора" дана уже в первой фразе: "Я пригласил вас,
господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет
ревизор". И уже эта фраза дает основной толчок всему действие - возникновению
страха, который и помрачил разум городничего. За комическим, почти водевильным
сюжетом в "Ревизоре" все время стоит неприглядная и суровая
действительность, чувствуется драматическая напряженность, столь резко
сказавшаяся в финале, в "немой сцене". Комический эффект основан на
"недоразумении". Каждый из персонажей под влиянием страха превратно
истолковывает слова другого. И так во всей комедии: ложь принимается за правду,
а правда - за ложь. Безудержно лжет не только Хлестаков, напропалую лгут и
городничий, и Земляника, стараясь представить себя и "Вверенное" их
наблюдению дело в наилучшем виде В Хлестакове для них олицетворялся карающий
"рок", возмездие за всю их неправедную корыстолюбивую деятельность, и
они притворяются, изворачиваются, лгут. В доме городничего характер Хлестакова
раскрывается созови полнотой. Он ухаживает и за дочерью, и за женой
городничего, объявляется женихом Марьи Антоновны и столь же быстро исчезает,
как и появился. "Характер Хлестакова, - скажет Белинский, "
...развертывается вполне, раскрывается до последней видимости своей
микроскопической мелкости и гигантской пошлости". За осуждением и
безжалостным осмеянием мира городничих и хлестаковых, всей нечисти чиновных
плутов и пустейших проходимцев, стоит положительный идеал Гоголя, который не принял
еще конкретного выражения, представляя лишь мечту о справедливом и разумном
устройстве общества.
Гоголь не вывел
в своей комедии "положительного героя". Он писал в "Театральном
разъезде": "Да. если бы хоть одно честное лицо было помещено в
комедию к помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на
сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их
теперь". Положительное начало в "Ревизоре" - смех, в котором
воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то "честное
лицо", которое определяет смысл комедии.
"Смех"
в "Ревизоре" проникнут верой в “светлую природу человека", в
духовные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия,
эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы.
"Немая сцена", завершая комическое действие трагическим финалом,
утверждает торжество "правосудия", торжество высшего нравственного
начала.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/