О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса
Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю
наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского
(дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к
Богу от всей земли нашей.
Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних (написано
между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор
Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую
митрополию из священников в 1051 г.
"Речь философа" - это изложение всемирной истории с
христианской точки зрения. Оно было сделано в форме речи, обращенной к князю
Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцы
утверждают, что якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял
христианскую веру. Это должно было придавать ей особую авторитетность в глазах
всех русских подданных Владимира.
"Речь философа" - произведение литературно умелое. Мировая
история изложена сжато и точно. Говорится только о самом главном из Ветхого и
Нового заветов - двух основных христианских исторических книг, из которых
первая рассказывала всемирную историю от "сотворения мира" до
рождения Христа, а вторая - земную жизнь Христа.
Изложение всемирной истории в "Речи философа" и сейчас
поражает своей "педагогичностью", однако "Речь" не
осмысляла значение принятия христианства русским народом. В этом отношении
исключительное значение имеет "Слово о Законе и Благодати"
митрополита Илариона. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси,
а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее.
Тема "Слова" - тема равноправности народов, резко
противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа,
теориям вселенской империи или вселенской церкви. Иларион указывает, что
Евангелием и крещением Бог "все народы спас", прославляет русский
народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном
праве на "богоизбранничество" только одного народа.
Трехчастная композиция "Слова", подчеркнутая в названии,
позволяет органически развить основную тему "Слова" - прославление
Русской земли, ее "кагана" Владимира и князя Ярослава. Каждая часть
легко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему, логически, по
типическим законам средневекового мышления, переходя от общего к частному, от
общих вопросов мироздания к частным его проявлениям, от универсального к
национальному, к судьбам русского народа.
Основной пафос "Слова" в систематизации, в приведении в
иерархическую цепь фактов вселенской истории в духе средневековой схематизации.
Первая часть произведения касается основного вопроса исторических
воззрений средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого -
"закона" и Нового - "благодати". Взаимоотношение это
рассматривается Иларионом в обычных символических схемах христианского
богословия, в последовательном проведении символического параллелизма. Ветхий
завет был замкнут в еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение.
Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение
христианства на все народы мира, в том числе и на русский. Излагая эту идею,
Иларион прибегает к многочисленным параллелям из Библии и упорно подчеркивает,
что для новой веры потребны новые люди.
Рассказав о вселенском характере христианства сравнительно с
узконациональным характером иудейства и подчеркнув значение новых народов в
истории христианского учения, Иларион свободно и логично переходит затем ко
второй части своего "Слова", сужая свою тему, - к описанию
распространения христианства по Русской земле: "...вера бо благодатьнаа по
всей земли простреся и до нашего языка рускааго доиде..."; "Се бо уже
и мы с всеми христианами славим святую Троицу". Русь равноправна со всеми
странами и не нуждается ни в чьей опеке.
Русскому народу принадлежит будущее, принадлежит великая историческая
миссия: "и събысться о нас языцех (народах) реченое: открыеть господь
мышцу свою святую пред всеми языкы (перед всеми народами) и узрять вси конци
земля спасение еже от Бога нашего" (Исаии, LII, 10). Патриотический и
полемический пафос "Слова" растет, по мере того как Иларион описывает
успехи христианства среди русских.
Патриотическое воодушевление Илариона достигает высшей степени,
напряжения в третьей части "Слова", посвященной прославлению
Владимира I Святославича.
Если первая часть "Слова" говорила о вселенском характере
христианства, а вторая часть - о русском христианстве, то в третьей части
возносится похвала князю Владимиру. Органическим переходом от второй части к
третьей служит изложение средневековой богословской идеи, что каждая из стран
мира имела своим просветителем одного из апостолов.
Есть и Руси кого хвалить, кого признавать своим просветителем:
"Похвалим же и мы, по силе нашей, малыими похвалами великаа и дивнаа
сътворьшааго, нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли,
Володимера". Русская земля и до Владимира была славна в странах, в ней и
до Владимира были замечательные князья: Владимир, "внук старого Игоря, сын
же славного Святослава". Иларион высоко ставит авторитет Русской земли
среди стран мира. Русские князья и до Владимира не в худой и не в неведомой
земле владычествовали, но в русской, которая ведома и слышима есть всеми
концами земли.
За третьей, заключительною частью "Слова" в некоторых
рукописях следует молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическим
подъемом, патриотическою мыслью и надписанная именем того же Илариона.
Истинная цель "Слова" Илариона не в догматико-богословском
противопоставлении Ветхого и Нового заветов, как думали некоторые его
исследователи. Традиционное противопоставление двух заветов - это только
основа, на которой строится его определение исторической миссии Руси. По
выражению В. М. Истрина, это "ученый трактат в защиту Владимира".
Иларион прославляет Русь и ее "просветителя" Владимира. История Руси
и ее крещение изображены Иларионом как логическое следствие развития мировых
событий.
Таким образом, все "Слово" Илариона от начала до конца
представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической
мысли. И замечательно, что эта патриотическая мысль Илариона отнюдь не
отличается национальной ограниченностью. Иларион все время подчеркивает, что
русский народ только часть человечества.
Соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровое
своеобразие "Слова" Илариона. В своем роде это единственное
произведение.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/