Литературный герой в современном смысле термина - то есть характер,
наделенный сюжетной ролью, - в литературе Древней Руси отсутствует.
Значительная часть произведений, созданных в Х-XVI вв., вообще связана с
риторикой - это торжественные слова, проповеди, поучения, притчи; там же, где
есть сюжетная основа - в житии, путешествии (хожении), летописном рассказе о
важных исторических событиях - нет вымысла, по крайней мере сознательного.
А литературный герой, как правило, действует в условных, специально
придуманных автором обстоятельствах, позволяющих персонажу полнее раскрыться
перед читателем, проявить себя. Называя некоторых персонажей древнерусской
словесности (например, полусказочных Петра и Февронию Муромских из Жития,
составленного Ермолаем-Еразмом) "литературными героями", мы должны
помнить, что это не до конца точное словоупотребление. Вернее было бы говорить
о "литературных образах", созданных писателями Древней Руси и навсегда
вошедших в национальную культурную память.
Два таких вечных образа - князя Игоря и его верной жены Ярославны -
запечатлены в единственном произведении древнерусской словесности, обязательно
изучаемом в
школьной программе, - "Слово о полку Игореве".
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
(Предположительно - конец XII в.; опубл. по единств. списку XVI в. -
1800).
Создатель "Слова о полку Игореве" написал свое произведение,
когда Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство,
созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира
Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие
княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести,
он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с
Олега. Киевский князь носил звание "великого князя".
Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными
междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время
половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь
Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с
половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь
Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев.
Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому
событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать
частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную
землю.
"Слово о полку Игореве" является историческим памятником
древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени.
"Словом о полку Игореве" нам с большой точностью передан образ
Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного
труда. Главным чувством, волновавшим автора "Слова о полку Игореве",
была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении
Великой Руси. Он - великий русский мыслитель - рисует разные слои народа XII
века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению
князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как "сведоми
къме-ти", воины-богатыри черниговцы "бес щитовъ съ засапожника
кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ пра-деднюю славу". В "Слове о
полку Игореве" описаны страдания простого народа от набегов половцев.
В первой части произведения описывается выступление князя Игоря
Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь
хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит
солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все
опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он
остается тверд в своей воле.
В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур
Всеволод. В "Слове о полку Игореве" он описывается как великий воин:
"Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат
поганые половецкие головы".
С объединенными силами своего войска и Буй-Тур Всеволода князь Игорь
вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и
звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, "к славной изготовившись
борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе", идут дальше,
на битву с половцами.
В первый раз, "на рассвете, в пятницу, в туманах", русское
войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь
думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но
половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше
прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на
ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их
месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей
их силой.
Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным
мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная
доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на
третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим
несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя
Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного
похода Игоря и его дружины в "Слове о полку Игореве" описана печаль,
горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили
половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом,
отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской
земле:"...стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть". Половцы
стали собирать дань с городов "по белке со двора".
Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается
как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков
Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов
половцев на Русь.
Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование.
Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре
отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим
войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.
Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли , что половцев
можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в "золотом
слове". В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси:
Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю.
Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не
победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
Главная идея "Слова о полку Игореве" в том, что вся Русь
должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая
раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На
примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага
не победить. Это можно сделать только общими силами. "Слово о полку
Игореве" оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее
историческое развитие России в последующую эпоху.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://russia.rin.ru/