"Слово о погибели Русской земли" - выдающееся произведение
древнерусской литературы, написанное в Киеве при дворе князя Ярослава
Всеволодовича в годы монголо-татарского нашествия (возможно, в н.1238). Поводом
к написанию послужило известие из Северо-восточной Руси о вторжении в нее
полчищ Батыя и гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава - Юрия.
Это произведение, оставшееся незаконченным, содержит не имеющий себе
равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание
о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, сыне его Юрии Долгоруком
и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о "болезни" -
усобицах, подтачивающих силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору
"Слова о полку Игореве", автор "Слова о погибели"
обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних
бед.
"Слово о погибели Русской земли" первоначально представляло
собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского.
Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти
Александра Невского.
Слово о погибели рускыя земли
О смерти великого князя Ярослава. О светло светлая и украсно украшена земля
Руськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и
кладязьми месточестьными (1), горами крутыми, холми высокыми, дубравоми
чистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бещислеными, городы
великыми, селы дивными, винограды обителными (2), домы церковьными, и князьми
грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля
Руская, о прававерьная вера християньская!
Отселе до угор и до ляхов, до чахов (3), от чахов до ятвязи, и от
ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо
бяху тоимици а погании и за дышючим морем (4), от моря до болгар, от болгарь до
буртас (б) от буртас до чермис, от чермис до моръдви, - то все покорено было
богом крестияньскому языку поганьскыя страны великому князю Всеволоду, отцю его
Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половоци
дети своя ношаху (в) в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а
угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великый Володимер
тамо не вьсехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем; буртаси,
черемиси, вяда (г) и моръдва бортьничаху (5) на князя великого Володимера, и
жюр (6) Мануил цесарегородскый опас (7) имея, поне и великыя дары посылаша к
нему, абы под ним великый князь Володимер Цесаря города не взял.
А в ты дни болезнь крестияном, от великаго Ярослава и до Володимера, и
до ныняшняго Ярослава (д), и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.
1 - почитаемыми в определенных местностях;
2 - садами монастырскими;
3 - чехов;
4 - Северное Ледовитое или Белое море;
5 - платили дань медом;
6 - господин (греч.);
7 - опасение.
а - Видимо, языческий народ, живший в районе реки Тоймы, впадающей в
Северную Двину.
б - Болгары и буртасы обитали по Волге.
в - Возможно, что "ношаху" здесь написано ошибочно, вместо
"полошаху" или "страшаху".
г - Водь - народ, живший на юге от Финского побережья и Наровы.
д - Ср. в "Слове о полку Игореве": от стараго Владимера до
нынешняго Игоря".
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/