(ПИРКЕ)
АВОТ (евр. "Изречение отцов"), - сборник афоризмов, принадлежащих
иудейским мудрецам периода Второго храма и примыкающей к нему эпохи. Наиболее
ранняя часть талмуда.
АГРАФЫ
(греч.) - не написанные в Евангелиях изречения Христа.
АМ-ХААРЕЕЦ
(евр. "народ земли") - в евангельскую эпоху презрительная кличка,
означающая деревенщину, невежду в Законе.
АПОКАЛИПТИКА
(от греч. апокалипсис, откровение) - книги, написанные в форме откровения тайн
истории. Расцвет А. приходился на II-I вв. до н.э. Некоторые книги пророков
(или их части) относятся к жанру А. Христианским апокалипсисом является
Откровение Иоанна.
АПОКРИФЫ
(греч. "сокровенные") - произведения, притязавшие на авторитет,
равный Св. Писанию, но не включенные в канон Библии. Начиная со средних веков
А. стали называться свободные литературные вариации на библейские темы.
АРАМЕЙСКИЙ
ЯЗЫК - язык арамеев, народа, жившего в Сирии и Месопотамии. В последние века до
н.э. А. Я. был разговорным среди иудеев Палестины.
АРХИЕРЕЙ
(греч.) - термин означает: а) первосвященника, б) представителя высшего
духовенства в Иудее, в) епископа Греческой и Русской Церквей.
БИБЛИЯ
(греч. "КНИГИ") - собрание священных Писаний иудаизма и христианства.
Дохристианская часть Б. состоит из трех сборников: Закона или Пятикнижия (см.
Тора), Пророков и Писаний (или Учительных книг). Христиане именуют этот раздел
Б. Ветхим Заветом (см. Завет). Христианская часть Б., или Новый Завет, состоит
из 4-х Евангелий, Деяний Апостолов, Посланий и Откровения Иоанна. Создавалась
Б. с XIII в. до н.э. (см. канон).
ВОЛХВЫ
- см. маги.
ВТОРОГО
ХРАМА ЭПОХА - период между 516 г. до н.э. и 70 г. н.э. когда существовал Второй
иерусалимский храм. Первый - был разрушен в 587 г, до н.э.
ГАЛАХА
(евр.) - правовые и церковно-канонические нормы иудаизма.
ГЕЕННА
(евр. Генном) - долина к ю/з от Иерусалима. В эпоху царей там совершались
ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии Г. была превращена в
свалку, где постоянно поддерживали огонь. Начиная со II в. до н.э. Г. стала
символом загробного воздаяния за грехи.
ГЕННИСАРЕТ
(евр. Киннерет) - одно из названий Галилейского озера (Тивердиадского моря) и
области к западу от него (земля Геннисаретская").
ДЕКАПОЛИС
(греч. "Десятиградие") - союз заиорданских городов: Пеллы, Диона,
Каната, Рафаны, Скифополиса (Бет-Шана), Гиппоса, Гадары, Герасы (Гергесы),
Дамаска, Филадельфии (Раббат-Аммона, нынешнего Аммана). Д. был населен
преимущественно язычниками.
ДИАСПОРА
(греч. "рассеяние") - термин, обозначающий иудейские общины, которые
обитают вне Палестины.
ЕССЕИ,
или ЭССЕНЫ (от арам, хасайя, "благо честивые"), - члены
полумонашеского ордена, возникшего в иудаизме ок. 150 г. до н.э. Самоназвания
Е.: "Сыны света", "Простецы", "Избранники" и др.
Большинство Е. жило обособленными колониями в пустынях (см. Кумран), но
некоторые селились в городах.
ЗАВЕТ
(слав.) - союз или договор между Богом и Общиной верных Ему людей, согласно
которому Община обязуется соблюдать заповеди Господни, а Бог обещает (см.
Обетование) не оставлять ее. Слово 3. обозначает также единение Творца с
человеком в богооткровенной религии.
ЗАКОН
- синоним пяти первых книг Библии (Пятикнижия). См. Тора.
ЗЕЛОТЫ
(греч), или КАНАИТЫ (арам.), "ревнители" - партия воинствующих
мессианистов, отрицавших любую власть над народом Божиим, кроме власти Самого
Бога. 3. призывали к вооруженной борьбе против Римской империи. Партия 3.
возникла в первые гг. н.э. Сторонники ее радикального крыла - сикарии
(кинжальщики) избрали путь террористических действий.
ИДУМЕИ,
или ЭДОМИТЫ, - племя, родственнное израильтянам. И. жили у южного побережья
Мертвого моря. В период царей И. воевали с Израилем. В евангельскую эпоху они
были уже обращены в иудаизм.
ИСКУПЛЕНИЕ
(слав.) - выкуп из рабства, дарование свободы. Этим термином в Библии часто
обозначается спасение Богом от зла.
КАНОН
(греч. "правило") - словом к. обозначаются книги Св. Писания (см.
Библия), принятые Церковью. Ветхозаветный К. был установлен в конце I в н.э.
Новозаветный - был в основном определен к концу II в., а окончательно лишь в
начале V в. В широком смысле слова К. означает также церковный устав или
правило.
КЕСАРЬ
или ЦЕЗАРЬ (лат.) - титул римских императоров, ведущий свое происхождение от
имени Гая Юлия Цезаря. В некоторых случаях слово К. употребляется как синоним
государственной власти вообще.
КНИЖНИК
(евр. софер) - термин, означающий: а) переписчика Библии, б) летописца, в)
толкователя Писания, г) хранителя Предания. Среди книжников были саддукеи,
фарисеи и лица, не входившие ни в какую группировку.
КУМРАН
или ХИРБЕТ-КУМРАН - местность у с/з берега Мертвого моря, где находился один из
главных поселков ордена ессеев. Название К., вероятно, происходит от имени г.
Гоморы, который был некогда расположен в этом районе.
КУЩЕЙ
ПРАЗДНИК (евр. Суккот) - иудейский праздник, связанный с воспоминаниями о
странствиях Израиля в пустыне. В послемоисееву эпоху считался также праздником
урожая. Справлялся с 15 по 22 число месяца тишри (сентябрь-октябрь). В дни К.
паломники жили в шалашах (сукках), сделанных из ветвей.
ЛЕВИТ
- человек, происходящий из израильского колена Леви (Левия). В эпоху Второго
храма Л. были в нем младшими служителями.
МАГИ
(иранск.) - жрецы персидской религии (магдеизма). В более широком смысле слова
М. - знатоки заклинаний, тайных обрядов и астрологии. Синодальный перевод
передает слово М. в Мф 2, 1 ел. славянским словом "волхвы".
МЫТАРЬ
(евр. габай) - сборщик имперских налогов в Палестине.
НАГОРНАЯ
ПРОПОВЕДЬ - собрание речей Христовых, помещенных в 5-7 гл. МФ. Названо так
потому, что евангелист отнес эти речения к проповеди Иисуса на одной из гор
Галилеи (5, 1).
Параллели
Н. П. есть у Лк. Н. П. обычно считается наиболее полным выражением
религиозно-нравственных основ Евангелия.
НИСАН
или АВИВ - весенний месяц иудейского календаря. Соответствует марту-апрелю. В
древности был первым месяцем года.
ОБЕТОВАНИЕ
(слав, "обещание") - то или иное библейское пророчество, которое
содержит весть о грядущих дарах Божиих.
ОККУЛЬТИЗМ
(лат.) - доктрины о способах познания откровенных духовных миров. К оккультным
учениям древности относятся: орфизм, пифагорейство, гностицизм. В новое время
традиции О. продолжают теософия, антропософия и т. п.
ОПРЕСНОК
(слав.) - пресный хлеб (маца), выпекаемый в виде тонких лепешек. Пастушеский
праздник Опресноков существовал до Моисея, а с XIII в. до н.э. он стал
связываться с праздником Пасхи (см.) Справлялся с 15 по 21 нисана.
ОСАННА
(евр. Хошиана - "спасший нас") - возглас, которым в Иудее
приветствовали царей.
ПАСХА
(арам.) или ПЕСАХ (евр.) - буквально -"переход". Название главного
ветхозаветного праздника. Установлен Моисеем во время исхода из Египта в память
об этом событии. П. праздновалась в первое весеннее полнолуние, с вечера 14 по
вечер 15 нисана. В христианской Церкви П. - праздник Воскресения Христова.
ПЛОТЬ
(слав.) - слово, обозначающее в Библии: а) человека, б) его психофизическую
природу.
ПРЕДАНИЕ
- в иудаизме и христианстве религиозное учение, которое передается устно от
учителя к учителю. Словом П. обозначается также сам дух и сущность вероучения,
хранимые в Общине Церкви.
ПРЕТОРИЯ
(лат.) - резиденция римского военачальника.
ПРЕФЕКТ
(лат.) - римский правитель города или области, а также военачальник. Титул П.
Иудеи носил прокуратор (см.) Понтий Пилат.
ПРОКУРАТОР
(лат.) - римский чиновник, отвечавший за сбор податей в провинциях.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА
(евр. шавуот, "недели") - праздник, справляющийся через 7 дней после
ветхозаветной Пасхи (см.). Посвящен воспоминанию о Божиих благодеяниях, в
частности о даровании Закона на Синае. В христианской Церкви П. - праздник
сошествия Духа Божия на апостолов.
РАВВИ
(евр. рабби) или РАВВУНИ (арам, раббони), "МОЙ учитель" -
почтительное обращение к наставнику веры среди иудеев. Иоанна Крестителя и
Иисуса Христа называли Р.
САДДУКЕИ
(евр. цадоким) - религиозно-политическая прослойка, состоявшая из иудейских
аристократов и высшего духовенства. С. отрицали устное предание (см.), веру в
воскресение мертвых, в ангелов и последний Суд. С. держались буквы Библии,
преимущественно Торы (см.). В евангельские времена С. составляли большинство в
Синедрионе.
САМАРЯНЕ
- жители палестинской области Самарии (Шомрона). Происходят от смешения
израильтян с колонистами из Сирии и Двуречья. Религия С. основана на Торе
(см.). В IV в. до н.э. С. полностью обособились от иудеев. В настоящее время
осталось всего несколько сот С. Их религиозный центр находится на горе Гаризм,
где прежде был самарийский храм.
СЕПТУАГИНТА
(греч.) - так наз. "перевод семидесяти". Первый перевод Библии на
греческий язык, осуществленный в Александрии в III-I вв. до н.э. Согласно
легенде, перевод был выполнен 70-ю толкователями из Иерусалима. Перевод С. был
принят христианской Церковью для употребления с первых же лет ее существования.
СИНАГОГА
(греч. "сообщество"), или БЕТХАКНЕСЕТ (евр. "ДОМ собрания")
- молитвенный дом в иудейской религии. С. появились ок. VI-V вв. до н.э.
СИНЕДРИОН
(евр. Санехедрин или Бет-дин, т.е. "дом суда"). - В эпоху Второго
храма С. назывались: а) советы старейшин в городах Иудеи, б) центральный Совет
богословов во главе с "наси", представителем-раввином, в)
иерусалимский религиозно-политический трибунал или Великий С. Последний включал
72 человека. В экстренных случаях собирался Малый С. (23 чел.). Главой
трибунала был первосвященник. Перед войной 60-70 гг. в этом С. были представлены
и саддукейская и фарисейская группировки.
СИНОПТИКИ
- три первых евангелиста: Матфей, Марк, Лука.
СЛАВА
- в Библии - синоним Богоявления.
СОТЕРИОЛОГИЯ
(греч.) - учение о спасении.
СУККОТ
- см. Кущей праздник.
СЫН
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (арам. Бар-наша) - в Библии и апокрифах (см.): а) синоним
человека, смертного, б) один из титулов Мессии.
ТАЛМУД
(евр. "учение") - сборник документов иудейского гражданского и
церковного права, богослужебных уставов, этических норм, афоризмов, притч и
легенд. Создавая Т. в среде раввинов-таннаев (см.), преемников фарисеев (см.),
в первые века н.э. Т. делится на Мишну ("повторение"), Тосефету
(комментарий к Мишне) и две Гемары ("завершение") - Иерусалимскую и
Вавилонскую. Трактаты, входящие в Мишну и Гемары, имеют одинаковые названия.
При цитировании главы Мишны указываются латинскими цифрами, а раздел Гемар -
арабскими.
ТАННАИ
(от арам, тени, "учитель") - законоведы иудаизма I-III вв. до н.э.
ТЕТРАХ
(греч. "четверовластник") - правитель одной из четырех областей
страны. В эпоху проповеди Христа тетрахами Палестины были Лисаний и сыновья
Ирода: Антипа и Филипп. Четвертой областью правил римский прокуратор.
ТЕФИЛЛИН
(от евр. тефилла, "молитва") или ХРАНИЛИЩА - небольшие тексты из Торы
(см.), которые укрепляются на лбу при помощи ремешков. Считаются составной
частью богослужебной одежды в иудаизме.
ТОРА
(евр. "наставление") - одно из названий Пятикнижия (см. Библия) или
Закона. По верованиям позднего иудаизма, кроме письменной Т. Моисею была дана
Богом и устная Т. (см. Предание).
ТОСЕФТА
- см. Талмуд.
ТРИБУН
(лат.) - один из высших чинов римского офицерского состава.
ФАРИСЕИ
(евр. нерушим, арам, перушайя - "отделившиеся") - религиозная партия
или группировка (евр. хабурот, от хабер, "товарищ"), возникшая в
Иудее во II в. до н.э. ф. были толкователями и ревностными исполнителями Закона
(см.), верили в воскресение мертвых, в ангелов, скорый приход Мессии и
последний Суд. Ф. делились на консервативных (учеников Шаммая) и более
либеральных (учеников Галлеля).
ХАЛЛЕЛ
(евр.) - пасхальные иудейские молитвословия, состоящие из псалмов с припевом
"Аллилуя" (Халлелуйа).
ХАНУКА
- иудейский праздник Обновления храма, или праздник Огней. Был установлен с 164
г. до н.э. в честь освобождения храма от язычников. X. справлялся 8 дней,
начиная с 25 кислева (ноябрь-декабрь).
ХАСМОНЕИ
(евр. Хашмоним, "потомки Хашмона") - династия иерусалимских
царей-первосвященников, основанная братьями Иуды Маккаавея. Правила со 140 по
63 гг. до н.э.
ХРИСТОС
(греч.) или МЕССИЯ (евр. Маши'ах, арам. машиха), - помазанник. Лицо,
посвященное Богом на служение Ему: пророк, или чаще всего -царь. В узком смысле
слова X. - обетованный в 83 Спаситель. Христианство исповедует веру в то, что
Иисус Назаретянин есть X. - Спаситель.
ШАВУОТ
- СМ. Пятидесятница.
ШЕХИНА
(арам, "пребывание вблизи") - богословский термин, означающий
пребывание Бога в мире. Понятие Ш. возникло в иудаизме ок. I в. н.э.
ЭКЗЕГЕТИКА
(греч.) - изучение и толкование библейского текста.
ЭСХАТОЛОГИЯ
(греч. "учение о конце") - система представлений о последних судьбах
мира и о посмертной участи человека.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russofile.ru