«Скорбь мыслящего интеллигента»: философская элегия в песенной поэзии Евгения Клячкина
«Скорбь мыслящего интеллигента»: философская элегия в песенной поэзии Евгения Клячкина
«Скорбь мыслящего интеллигента»: философская элегия в
песенной поэзии Евгения Клячкина
Ничипоров И. Б.
Творческое
наследие Евгения Исааковича Клячкина (1934 – 1994) стало неотъемлемой частью
бардовской песенно-поэтической культуры. С песнями Клячкин стал выступать с
1961 г., исполняя и собственные произведения (известность приобрели такие его
вещи, как "Псков", "Сигаретой опиши колечко…", "Прощание
с Родиной"), и песни иных бардов – Б.Окуджавы, Ю.Визбора, М.Анчарова,
А.Городницкого… В 1964 г. поэт мужественно выступил в поддержку И.Бродского,
ряд стихотворений которого получил новую творческую жизнь благодаря клячкинским
мелодиям ("Пилигримы", "Рождественский романс" и др.).
Образный
мир и стилистика песен Клячкина сформировались "на ленинградской
культурной почве", с ее "атмосферой сдержанности,
дистанционности"[1] – на почве, с которой в авторской песне связаны имена
Ю.Кукина, А.Городницкого, А.Дольского и др. Представители музыкального мира
дали высокую оценку оригинальным мелодическим решениям, композиторской фантазии
поэта-певца (А.Шнитке, В.Высоцкий и др.[2] ). Вместе с тем собственно
поэтическая сторона творчества Клячкина не получила пока литературоведческого
осмысления.
В
отличие от преимущественно балладного, многогеройного мира песен В.Высоцкого и
А.Галича, сатирически окрашенных произведений Ю.Кима, творческое дарование
Клячкина – элегическое, многим созвучное той романтической ветви в авторской
песне, которая ассоциируется с творчеством Б.Окуджавы, Ю.Визбора, Н.Матвеевой.
Жанр
элегии развивался у Клячкина по целому ряду проблемно-тематических и стилевых
направлений: это элегии пейзажные, "городские", любовные,
гражданские, философские. В грустной, негромкой тональности элегических
медитаций раскрылось лирическое "я" поэта, свойственная его герою
"скорбь мыслящего интеллигента, обреченного на одиночество и часто на
непонимание" (А.Городницкий[3] ). Здесь выразилось мироощущение человека
"одинокого и неприкаянного, откровенного и беззащитно-лиричного…
Городского интеллигента, постоянно ощущавшего одиночество и тревогу"[4] .
Истоки
многих философских элегий Клячкина коренились в его пейзажной лирике. Чаще
всего это лирические "ноктюрны", где дремлющий ночной мир оттеняет
тревожную гамму переживаний героя. Стихотворения "Ноктюрн" (1969),
"Бессонница" (1976), "Размышление в стиле блюз" (1978) –
это своеобразные элегии-"самоисследования"[5] , основанные на
параллелизме ночного пейзажа и потаенного мира души. Клячкину-лирику близка
тютчевская антиномия дня как блестящего покрова мироздания и ночи как
воплощения его сокровенных глубин. В "Бессоннице" ночные мотивы
раскрывают зыбкость очертаний реального мира, изображенных здесь в
импрессионистической манере: "И, в ночь погружены, предметы бестелесны, //
лишенные всего, чем их наполнил день". Экзистенциальное напряжение души
лирического "я" обусловлено ощущением утраты привычных
"дневных" ориентиров бытия ("И ни в одном из них ты не найдешь
опоры"), проницаемости внутреннего мира перед лицом космической
беспредельности – "когда звезда любая – // пронзительный прокол и в небе,
и в тебе". Метафорический образный ряд, импрессионистичные ассоциации
облекаются Клячкиным в форму непринужденного разговора, беседы, модус которой
явился стилеобразующим фактором искусства авторской песни.
"Лирический
космизм" клячкинских элегий соединяет онтологическую тревогу[6] ,
мучительные сомнения героя в размышлениях о мгновенном и вечном ("не верю,
что вот он, весь я, // на жесткой этой доске") с поиском опоры в чувстве
единения со всем сущим. Это единение в ощущении невозможности самоуспокоения, в
драматичном миропереживании:
И
верю – я буду весь
в
любом, кому станет хуже,
чем
мне, лежащему здесь.
Из
лабиринтов непознанных загадок ночной Вселенной герой Клячкина прорывается к
просветленному ощущению бессмертия души, к редким мгновениям внутреннего покоя,
что находит воплощение в скрытой оксюморонности поэтического образа:
и
черным воздухом дыша,
я
прозреваю эту местность,
и
обретает легковесность
моя
бессмертная душа.
Различные
жанрово-стилевые модификации песенных элегий Клячкина воплотили взыскание
лирическим "я" немеркнущей истины в изменчивом потоке жизни.
Примечательна с жанровой точки зрения своеобразная поэтическая
"дилогия" – "Молитва" (1965) и "Антимолитва"
(1977).
В
первом стихотворении молитвенное обращение к Богу выявляет неизбывную
антитетичность художественной мысли, самой картины мира, ускользающей от
однозначных определений: "Длинную, о Господи, память дай // и лиши, о
Господи, длинной злобы". Форма молитвенного обращения диалогизирует
речевую ткань произведения, с его тревожно-ударными хореическими строками, и
становится отражением немолчного внутреннего спора героя с собой, процесса его
самопознания в сложном мире межчеловеческих отношений:
Господи,
не дай мне забыть друзей.
Радостью,
о Господи, можно ранить.
Сам
решу я, Господи, что сильней,
ты
на их предательства – дай мне память.
А
в "Антимолитве" диалогические потенции художественной мысли заданы
эпиграфом из известной философской песни Б.Окуджавы "Молитва" (1963).
Если у Окуджавы раздумья лирического "я" о себе вливаются в поток
интуиций о вечных законах бытия ("Пока Земля еще вертится, пока еще ярок
свет, // Господи, дай же ты каждому, чего у него нет…"), то в центр
клячкинской элегии выдвигается образ современной души. И у Окуджавы, и у
Клячкина картина мира просквожена тончайшей, местами горестной авторской
иронией. В "Антимолитве" это и острие самоиронии: душа по своей
слабости жаждет заглушить в себе способность к саморефлексии, просит у Бога
"извилин поменьше", чтобы "вторые и третьи смыслы // неведомы
были мне", и тут же с болью чувствует гибельное следствие такой
безмятежности: "Спокойствием идиота // я буду вознагражден…".
Тревожная нота песенной лирики Клячкина придает новое онтологическое звучание
традиционным темам элегической поэзии. Его герой прорывается из удушливой
атмосферы "застойных" лет, делая выбор в пользу нелегкого знания о
"напастях" на человеческую душу и возвращая слушательской аудитории
изгнанные из общественного сознания понятия о душе, истине, вечности…
Поиск
и открытие истины осуществляются в элегиях Клячкина не в дискурсе обобщенной
риторики, но в уязвляющих своей зримостью и конкретностью мгновенных
впечатлениях, поворотах жизненного пути лирического "я" – как в
"Песне об истинах" (1964), "Песне покоя" (1969),
"Грустной цыганочке" (1978). Элегическое содержание проступает здесь
чаще всего в эскизных, но психологически насыщенных сюжетных зарисовках, что
привносит в элегию жанровые элементы стихотворной "новеллы". В
"Песне об истинах", очевидно перекликающейся с "Песней об
истине" М.Анчарова (1959), это импрессионистическая цепочка столь любимых
Клячкиным "путевых" образов, являющих драматическую изменчивость ракурсов
видения мира, истину, недоступную плоскостному восприятию:
Гудок
перережет надвое,
назад
поплывет вокзал.
И
вдруг ты поймешь – "обокраден я".
А
кто ж тебя обокрал?!
В
груди ворохнется стеклышко –
неровные
края…
Так
вот ты какая, истина,
единственная
моя!
Философская
насыщенность мысли сочетается здесь с бытовой простотой и точностью
изобразительного ряда, а сама форма обращения к собирательному собеседнику
позволяет распознать истоки бытийных прозрений, лежащие в сфере повседневных,
знакомых многим впечатлений и психологических состояний. Сплав метафизического
масштаба и выпуклой предметной детализации на уровне композиционной организации
текста придает авторской мысли афористическую емкость, что особенно важно при
учете сценического, публичного исполнения бардовской поэзии:
И
ты постигаешь равенство,
что
истина – это боль.
И
ребра, как мост, расходятся –
корабль
прибывает в порт.
В
"Песне покоя", "Грустной цыганочке" умиротворенное душевное
состояние ("Отовсюду я уже приехал, // все билеты я давно купил") по
мере развития образного ряда окрашивается в тревожные тона, что передается
напряженным интонированием, повторением ключевых строк при исполнении: "Ты
же, пока живой – кровоточишь". По силе онтологического трагизма, прозрению
непрочности мира и экзистенции лирического "я" элегии Клячкина созвучны
порой лермонтовской поэзии:
Что
любить, когда кругом – потери!
Остается
жить, без веры веря,
что
родные люди –
все,
кого мы любим,
вечно
рядом с нами будут.
От
"новеллистичной" сюжетности диапазон философских элегий Клячкина
простирается до обобщающей перспективы видения масштабов человеческого бытия, с
чем связано онтологическое звучание одной из ключевых тем элегической поэзии –
темы времени.
Примечательна
в этом смысле "Фантазия до начала" (1987). Творческая интуиция поэта
прорывается здесь за грани земных сроков человеческой жизни и устремляется в
таинственную сферу, "что в девять месяцев длинной". Провидение в
малой субстанции едва зародившегося живого существа действия высших вселенских
сил сообщает образному плану стихотворения "космический" колорит:
Эпохам
диктовались сроки:
Семь
дней – на рыб, на птиц – три дня.
И
как бы в книге как бы строки –
они
составили меня.
Радость
от причастности индивидуального мировому целому наполняется в финале
клячкинской элегии скорбными тонами, драматичным переживанием рефлектирующей
личностью тоски по беспредельному, непреодолимой дисгармонии бытия. Грусть и
душевная просветленность в лирике поэта-певца оказываются взаимопроникающими:
И
лучшим, чем вот это время,
жизнь
– и прекрасна, и нежна,
меня
вовек не озарила.
Но
я об этом не узнал.
Одной
из заветных стала в элегическом мире песенной поэзии Клячкина лирическая тема
детства, о которой поэт размышлял не только в самих стихотворениях, но и в
развернутых автокомментариях в ходе концертных выступлений. Так, в стихах и
песнях "Две девочки" (1978), "Дитя и мать" (1979),
"Детский рисунок" (1983) эта тема обретает глубоко интимное и
одновременно – обобщающе-философское звучание. В земном и знакомом поэтическая
мысль угадывает сокровенное; материнское и детское начала увидены как
воплощение высшей красоты вечного обновления всего сущего, а потому в элегиях
этого тематического ряда возникают элементы лирического гимна:
И
что бы с нею ни случилось,
вдоль
жизни долгой! –
уже
дарована ей милость
прожить
Мадонной.
Счастье
прощенья
всем
Матерям.
Свет
утешенья
тем,
кто терял.
Ave
Maria!
В
песне "Две девочки" высокая романтика, проявившаяся через лейтмотив
полета, перерастает в нелегкую нравственно-философскую рефлексию лирического
"я" о подлинной, подчас трагической цене прожитого. Клячкинский
трагизм не столь экспрессивен и обнажен, как в балладах В.Высоцкого или
А.Галича, но, окрашенный в мягкие, лирические тона задушевного разговора, он
тем не менее беспощадно высвечивает горько-отрезвляющее понимание трепетной
хрупкости жизненных ценностей. Этими содержательными гранями обусловлена
импрессионистическая, "мерцающая" фактура поэтической образности:
Две
девочки, две дочки, два сияния,
два
трепетных, два призрачных крыла
в
награду, а скорее – в оправдание
судьба
мне, непутевому, дала…
И
невдомек летящему, парящему,
какая
сила держит на лету.
И
только увидав крыло горящее,
ты
чуешь под собою пустоту.
Элегические
размышления обращены в произведениях барда и на пройденную часть земного пути,
сближаясь по звучанию с поздними песнями-воспоминаниями Ю.Визбора,
А.Городницкого. В элегии "Моим ровесникам" (1973), отталкиваясь от
текста незатейливого детского стихотворения, поэт рисует многоцветную панораму
прожитых лет, где проникновенный лиризм насыщается едва ощутимой самоиронией, а
этапы человеческой жизни обретают бытийный смысл, уподобляясь движению
"далеких и пестрых миров". В стихотворении же "Зимний сон"
(1979) подобная онтологизация лирического переживания связана со сновидческим
ракурсом изображения, символикой цветовых образов:
Все
белее сон – ни пятнышка кругом, ни тени,
хоть
сначала жизнь пиши, а вот и край листа.
Так
с чего ж начнем, на белые упав колени,
белою
рукой по белым проведя вискам.
Цветовые
лейтмотивы сводят воедино макро- и микрокосм жизненного пространства лирического
героя ("белая дорога" – "белые виски"), а его душевное
состояние впитывает в себя дыхание многовековой истории родной земли. И таким
образом философская элегия Клячкина обнаруживает точки соприкосновения с его же
циклом элегий гражданских ("Прощание с Родиной", "Тройка",
"Улица моя" и др.):
Легкие
штрихи один с одним ложатся рядом:
вот
мой дом, семья, а вот они – мои друзья.
Вот
страна, вобравшая и боль мою, и радость.
И,
конечно, тот, стоящий сбоку – это я.
Своего
рода обобщение ключевых мотивов философских элегий Клячкина вырисовывается в
одном из последних стихотворений – "Холмы" (1994), где в предстоянии
героя перед молчаливыми тайнами мироздания, в символическом образе пути
("Холмы и горы позади // нам обещали спуск в долину"), в
"экспрессивных сочетаниях цветовых пятен"[7] ("И льют молочный
свет шары") – все большую пронзительность обретает тревожный лирический
голос, возвещающий о невозможности "спасительного покоя" на
"окольных путях" жизни и утверждающий тем самым этику духовного
стоицизма:
И,
хоть в спасительный покой,
срывая
путы, рвется тело,
но,
как бы тело ни хотело,
ему
дороги нет такой.
Наряду
с философской, пейзажной – любовная элегия и связанные с ней элементы
психологической "новеллы" занимают весомое место в песенной лирике
Клячкина.
Черты
обозначенных жанров просматриваются в ранней популярной клячкинской песне
"Сигаретой опиши колечко…" (1964), где сквозь тонкую ткань предметных
деталей и ассоциаций намечается пунктирный психологический сюжет, передающий
невысказанную драму отношений лирического "я" с близким адресатом,
переживание бытийной хрупкости жизненных ценностей: "Что-то, что-то надо
поберечь бы, // но не бережем – уж это точно!".
Признаки
имплицитного или явного диалога с близким собеседником придают песням Клячкина
исповедальное звучание и сюжетную заостренность. В "Задумчивой
песенке" (1965) черты психологической, любовной новеллы приоткрываются в
дискретном сюжетном рисунке, пропущенные звенья которого, как и в
"лирических новеллах" ранней А.Ахматовой, являют, в сочетании с
элементами прерванного, несостоявшегося диалога с близкой душой, невольные
душевные несовпадения героев:
Десять
заповедей мне,
А
тебе – одна…
Силуэт
в седом окне –
Чья
же тут вина?!
<…>
Спросит:
"Любите цветы?".
А
я люблю траву…
И
зачем я с ней на "ты"?..
И
куда зову?
Диалогическая
композиция существенна и в позднем стихотворении "Встреча" (1986),
где, как и во многих зрелых стихах-песнях Ю.Визбора, мир интимных переживаний
героя включается в напряженный процесс осмысления им пройденного пути. Если в
"экспозиции" стихотворения афористически емкая словесная форма
передает концентрат философских раздумий о дорогах жизни ("стечение –
путей наших пересечение"), то последующий разговор с возлюбленной и
одновременно – как выясняется в завершающей части произведения – с виденным
когда-то краем "незабытой Тынды" содержит отзвуки давних встреч и
переживаний: " – Ты нравишься мне. // А вот я уже старый. // – Ты –
мальчик навек // с вечно юной гитарой". Взаимопроникновение лирического
монолога и диалога сообщает "новеллистичному" повествованию
"драматургичную" динамику, важную в целом для сценичного по своей
природе искусства бардовской поэзии.
Диалогические
потенции любовных элегий Клячкина обусловили и актуализацию здесь жанровых
примет послания, с характерной для него активностью лирического "ты".
В песнях "Тебе" (1984), "Тане" (1992) вчувствование героя в
личностный мир женского образа романтически возвышает конкретные детали
внешнего облика героини: "Ах, только бы легкие пальцы летали // над
сумрачным нашим житьем, // ах, только б незримые дыры латали // волшебные руки
ее". Модальность обращения к близкому человеку предопределяет в этих
песнях многообразие интонационного рисунка и стиля. Философские раздумья
органично входят в атмосферу непринужденного разговора и обретают благодаря
этому словесную выразительность: "От веры до сомненья путь короче, //
намного, ох, короче, чем назад".
Основой
образного мира клячкинских любовных элегий становятся нередко и романтические
пейзажные зарисовки, и хранимые памятью предметные ассоциации. В "Песне
прощания" (1966) воспоминания о любви косвенно передаются через
психологическую ассоциацию с портретно-бытовыми микродеталями ("Давай
запомним звук соседней двери. // Давай запомним волосы на лбу") – прием,
отмеченный исследователями и в психологической лирике Ахматовой [8] . У
Клячкина эта предметно-бытовая точность подчеркивает достоверность изображения
всего пережитого песенными героями.
В
песнях "На море" (1966), "Мокрый вальс" (1972), "Не
уходи" (1973) тайна любовной близости персонажей увидена в зеркале
импрессионистичных, одушевленных пейзажных образов, на которые экстраполируется
лирическое чувство ("камни с гладкой, нежной кожею"). Уязвимость,
хрупкость интимных переживаний переданы здесь в поэтике фрагментарного построения
произведений ("А ветер… А волны…"), в стихии шелестов, полутонов
природного мира. В "Мокром вальсе" психологический сюжет реализуется
в антитезе тревожного "мерцающего дождя", дождя "бессонного,
шелестящего в ночи" – и "голубого пламени надежды", согревающего
сердце героя, уставшего от "непрочных дверей // у страны доверья".
Семантика этих почти персонифицированных образов "надежды",
"доверья" имеет здесь явно окуджавские обертоны, выражающие
драматичную, тревожную, но необходимую веру в гармоничные основания мира.
Своеобразие
стиля любовно-пейзажных элегий Клячкина – в их оригинальном метафорическом
строе, импрессионистской ассоциативности, расширяющих сочетаемостные
возможности словесных образов. Стихотворение может строиться здесь как
синтаксическое целое, по принципу нанизывания ассоциаций, что усиливает
интонационное напряжение, как, например, в песне "Не уходи" (1973),
которая основана на образном параллелизме любовных переживаний и динамики
природного бытия:
…и
старый двор,
пустой
и мокрый, на меня глядит в упор
и
повторяет наш последний разговор
почти
без слов, и тем понятнее укор…
Контуры
песенной новеллы подчас врастают у Клячкина и в ткань лирической путевой
заметки. В стихотворении "В поезде" (1979) благодаря взаимоналожению
ощущений зыбкости любовных чувств, воспоминаний, подобных "едва натянутой
нити", и мерцающего в окне вагона ночного пространства – малая сфера
личностного бытия становится сопричастной мировой беспредельности:
"Пространство – вот он, вечный враг двоих, – // страна неверия, снегов и
лет".
Клячкинские
"новеллы" тяготеют нередко к широкому – "романному" –
изображению, соответствующему масштабу целой судьбы. В песне
"Телефон-автомат" (1989) лирическое "я" перевоплощается в
"роль" телефона, становящегося свидетелем событий душевной жизни
собеседников. Психологически комментируемое воспроизведение диалогов любящих
("рядом боль и надежда, оттуда безмерная жалость, // и над всем – от
натяга звенящий, немыслимый страх") осложняется в песне новеллистичным
сюжетным поворотом (поломка телефона), а финальная отрывистая ремарка,
неожиданно конкретизирующая обстановку действия, добавляет в изображенное
принципиально новый смысл, рисуя общение героев на грани небытия:
"Ленинградская область, платформа Песочная, // институт онкологии, третий
этаж". Подобное привнесение принципов новеллистичного сюжетосложения,
связанных с перипетиями, неожиданными коллизиями в судьбах героев, резкими
концовками, расширяет жанровый диапазон клячкинской лирики, оттеняет ее
тревожную окрашенность.
Примечательный
жанровый синтез осуществлен в песне "Возвращение" (1974). Это и
взволнованное лирическое послание матери, и в то же время диалог с ней
("Да-да, конечно, – это все война"), и песня-воспоминание,
построенная на "кинематографическом" совмещении "кадров"
настоящего и блокадного прошлого, и точная до подробностей бытовая зарисовка
отчего дома, и элегическое раздумье о прожитом, запечатленное в
деталях-лейтмотивах:
Вечерний
город зажигает свет.
Блокадный
мальчик смотрит из окна.
В
моей руке любительский портрет
И
год на нем, когда была война…
Таким
образом, философские элегии, любовная лирика и психологическая
"новеллистика" явились художественной сердцевиной
песенно-поэтического мира Клячкина. В их негромком и в то же время внутренне
напряженном, пронзительном звучании, импрессионистических штрихах и
ассоциативных образных сцеплениях, передающих драматичную изменчивость мира и
души, во взаимопроникновении лиризма и тончайшей иронии, не оставляющей места
для самоуспокаивающих иллюзий, – раскрылась ищущая, тревожная личность
грустного "лирического романтика" [9] , интеллигента, адресующего
песенное слово мыслящей, пробуждающейся от духовного анабиоза аудитории.
При
очевидном созвучии романтическому направлению в бардовской поэзии, явление
Е.Клячкина все же остается уникальным – глубоко тревожной, онтологически
насыщенной философской и любовной лирикой, а также пересекающейся с ней
песенной "новеллистикой" с ее динамичным сюжетным рисунком, глубиной
подтекста, выходами на "романный" уровень художественного обобщения.
Список литературы
1.Новиков
Вл.И. // Цит.по: Клячкин Е.И. Осенний романс: Стихи. Песни. Проза. Ноты. М.,
2003. С.30. Далее поэтические тексты Е.Клячкина приведены по этому изданию.
2.
См.: Клячкин Е.И. Указ.соч.С.52, 68.
3.
Там же. С.164.
4.
Там же.С.283-284.
5.
Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до
Некрасова. М.,1973. С.141.
6.
См. суждение В.Мозгового о "тревожной лирике" Е.Клячкина: Клячкин
Е.И. Указ.соч. С.287.
7.
Добровольский В. // Клячкин Е.И. Указ.соч.С.124.
8.
Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М.,1997.С.29.
9.
Ким Ю. Лирический романтик // Клячкин Е.И. Указ. соч. С.5-6.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/