Конец жизни
Чехова пришелся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений,
устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было
молодым и полным сил, становится старым
и дряхлым, уступая дорогу новой - юной и сильной жизни... За смертью и
умиранием следует рождение нового, разочарованность в жизни сменяется
надеждами, ожиданием перемен.
Пьеса Чехова
"Вишневый сад" отражает именно такую переломную эпоху - время, когда
старое уже умерло, а новое еще не народилось, и вот жизнь на какое-то мгновение
остановилась, затихла... Кто знает, быть может, это - затишье перед бурей?
Никто не знает ответа, но все чего-то ждут... Точно так же ждал, вглядываясь в
неизвестное, и Чехов, предчувствуя конец своей жизни, ждало и все русское
общество, страдавшее от неопределенности и пребывавшее в растерянности. Ясно
было одно: старая жизнь безвозвратно ушла, на смену ей грядет иная... Какой же
будет она, эта новая жизнь?
Персонажи пьесы
принадлежат к двум поколениям. С поэзией грустных воспоминаний о былой
блестящей жизни, навеки отшумевшей, кончается царство вишневых садов. Скоро
начнется эпоха действий и перемен. Все герои пьесы предчувствуют наступление
новой жизни, но одни ждут ее с опаской и неуверенностью, а другие - с верой и
надеждой.
Герои Чехова не
живут настоящим; смысл их жизни заключен для них либо в идеализированном ими
прошлом, либо в столь же идеализированном светлом будущем. То, что происходит
"здесь и теперь", их как будто не волнует, и трагизм их положения в
том, что каждый видит цель своего бытия вне жизни, вне "вишневого
сада", который олицетворяет саму жизнь. Вишневый сад - это вечное
Настоящее, которое связывает воедино прошлое и будущее в вечном движении жизни.
В этом саду трудились предки Раневских, чьи лица взирают на Петю и Аню "с
каждого листика, с каждой ветки в саду".
Сад - это то,
что существовало всегда, еще до рождения Фирса, Лопахина, Раневской, в нем
воплощена высшая прав-да жизни, которую никак не могут обрести чеховские герои.
Весной сад цветет, к осени приносит плоды; отмершие ветки дают новые свежие
ростки, сад наполнен запахами трав и цветов, пением птиц, здесь кипит жизнь!
Напротив, жизнь его владельцев стоит на месте, с ними ничего не происходит.
В пьесе нет
никакого действия, а персонажи только и делают, что проводят драгоценное время
своей жизни в разговорах, которые ничего в ней не меняют... "Вечный
студент" Петя Трофимов безжалостно обрушивается на человеческие пороки -
праздность, лень, пассивность - и призывает к активности, к труду, проповедуя
"высшую правду". Он утверждает, что непременно найдет для себя и
укажет другим "путь, как дойти" до нее, до этой высшей правды. Но в
жизни он не идет дальше слов и на деле оказывается "недотепой",
который не может закончить курса и над которым все потешаются из-за его
рассеянности. Аня, душа которой искренне открылась свободным стремлениям Пети,
восторженно восклицает: "Мы насадим новый сад, роскошнее этого". Она
легко отказывается от прошлого и с радостью покидает родной дом, ибо впереди у
нее - "светлое будущее". Но 'слишком призрачна и неопределенна эта
новая жизнь, которую так ждут Петя и Аня, а они, сами того не сознавая, платят
за нее дорогую цену! Полна смутных и неясных надежд и Раневская. Она плачет при
виде детской, произносит напыщенные монологи о своей любви к родине, но тем не
менее продает сад и уезжает в Париж к человеку, который, по ее словам, обокрал
и бросил ее. Сад, конечно же, дорог ей, но только как символ ее увядшей
молодости и красоты. Она, как и все остальные герои пьесы, не может понять
того, что никакой миф, который человек создает для себя сам, чтобы побороть
страх пустоты и хаоса, - никакой миф не наполнит жизнь подлинным смыслом. Продажа
сада - это лишь видимое решение проблем, и нет сомнения в том, что мечущаяся
душа Раневской не найдет успокоения в Париже, а мечты Пети и Ани не
осуществятся.
"Вся
Россия - наш сад", - говорит Петя Трофимов, но если он с ] такой легкостью
отказывается от того, что связывает его с прошлым, если он не способен увидеть
красоту и смысл в настоящем и не осуществляет свою светлую мечту здесь и
теперь, в этом саду, то с и потом, в будущем, он едва ли найдет смысл и
счастье.
Мечтает о конце
"нескладной несчастливой жизни" и Лопахин, который живет по законам
практицизма и выгоды. Выход из положения он видит в покупке сада, но,
приобретая его, он ценит в нем "только то, что он большой" и
собирается вырубить его, чтобы на этом месте строить дачи. Вишневый сад - это
смысловой и духовный центр пьесы, это единственный устойчивый и неизменный,
верный себе живой организм, в котором все подчинено строгому порядку природы,
жизни. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у
чеховских героев, на их единственную опору, на то, что связывало их друг с
другом. Для Чехова самым страшным в жизни было потерять эту связь - связь с
предками и потомками, с человечеством, с Истиной. Кто знает, быть может,
прообразом вишневого Сада послужил Райский Сад, от которого тоже отказался
человек, польстившийся на обманчивые обещания и мечты?
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/