Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея
Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде
в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький
провел детство в мещанской семье деда Каширина, испытал тяжелую жизнь «в
людях», много странствовал по Руси. Он узнал быт босяков, безработных,
тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету, которая с ещё большей силой
раскрыла перед будущим писателем противоречия жизни. Чтобы заработать на
пропитание, ему пришлось быть и грузчиком, и пекарем, и садовником, и
хористом. Все это дало ему такое знание быта низов, которым не обладал в то
время ни один писатель. Впечатления этих лет он воплотил позже в трилогии
«Детство», «В людях», «Мои университеты».
В 1892 году первый рассказ Горького – «Макар Чудра» открыл читателям
России нового писателя.
А двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 году, принес
ему широкую известность. Было что-то удивительное в той быстроте, с которой
его имя разнеслось по всем уголкам России.
Молодой писатель, в тёмной косоворотке, подпоясанный тонким ремешком, с
угловатым лицом, на котором выделялись неуступчиво горящие глаза, выступил
в литературе как провозвестник нового мира. Пусть на первых порах он сам
ещё отчётливо не сознавал, что это будет за мир, но каждая строчка его
рассказов призывала бороться против «свинцовых мерзостей жизни».
Необычайная популярность начинающего писателя в России и далеко за её
пределами объясняется главным образом тем, что в произведениях раннего
Горького выведен новый герой – герой-боец, герой-бунтарь.
Для творчества молодого Горького характерны настойчивые поиски
героического в жизни: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о
Буревестнике», поэма «Человек». Беспредельная и гордая вера в человека,
способного на высшее самопожертвование, составляет одно из важнейших
свойств гуманизма писателя.
«В жизни… всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для
себя,– те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…» – писал Горький
(«Старуха Изергиль»). Передовая молодёжь России восторженно встретила эти
гордые горьковские слова. Вот что рассказывает рабочий Пётр Заломов,
прототип Павла Власова в романе Максима Горького «Мать», об огромной силе
революционного воздействия горьковских романтических образов: «Песня о
Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций… Разве только мёртвый или
неизмеримо низкий, трусливый раб мог от неё не проснуться, не загореться
гневом и жаждой борьбы».
В эти же годы писатель, рисуя людей из народа, раскрывал их
неудовлетворённость жизнью и неосознанное стремление изменить её (рассказы
«Челкаш», «Супруги Орловы», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Коновалов»).
В 1902 году Горький пишет пьесу «На дне». Она проникнута протестом
против социальных порядков капиталистического общества и страстным призывом
к справедливой и свободной жизни.
«Свобода во что бы то ни стало! – вот её духовная сущность». Так
определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший её на сцене МОСАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображён Горьким как воплощение
социального зла. Судьба обитателей «дна» – грозный обвинительный акт против
капиталистического строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру,
– жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестаёт быть
человеком, и обречён влачить жалкое существование.
Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу волчьих законов, царящих в
обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из
колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая
гибель. Умерла Анна, кончает с собой Актёр, да и остальные изломаны и
изуродованы жизнью. Но под тёмными и угрюмыми сводами ночлежного дома,
среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат
торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, о его силе и
красоте. «Человек – вот это правда! Всё – в человеке, всё для человека!
Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга!
Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!» если человек в своей
сущности прекрасен и только буржуазный строй низводит его до такого
состояния, то, следовательно, нужно сделать всё для того, чтобы этот строй
уничтожить революционным путём и создать условия, при которых человек
станет поистине свободным и прекрасным.
В пьесе «Мещане» (1901) главный герой рабочий Нил при первом появлении
на сцене сразу приковывает к себе внимание зрителей. Он сильнее, умнее и
добрее других персонажей, выведенных в «Мещанах». По отзыву Чехова, Нил –
самая интересная фигура в пьесе. Горький подчёркивал в своём герое
целеустремлённую силу, твёрдое убеждение, что «права не дают» – «права
берут», веру Нила в то, что человек в силах делать жизнь прекрасной.
Горький понимал, что осуществить мечту Нила может только пролетариат и
только революционной борьбой. Поэтому писатель подчинил и своё творчество,
и общественную деятельность служению революции. Он писал прокламации,
издавал марксистскую литературу. За участие в революции 1905 года Горького
арестовали и заключили в Петропавловскую крепость.
И тогда в защиту писателя со всех концов Земли полетели гневные письма.
«Люди просвещенные, люди науки России, Германии, Италии, Франции,
соединимся. Дело Горького – дело наше общее. Такой талант, как Горький,
принадлежит всему миру. Весь мир заинтересован в его освобождении», – писал
в своём протесте крупнейший французский писатель Анатоль Франс. Царскому
правительству пришлось освободить Горького.
По выражению писателя Леонида Андреева, Горький в своих произведениях
не только предсказывал грядущую бурю, он «бурю звал за собой». В этом и
состоял его подвиг в литературе.
История Павла Власова («Мать», 1906) показывает сознательное вступление
молодого рабочего в революционную борьбу. В борьбе с самодержавием мужает
характер Павла, крепнут сознательность, сила воли, настойчивость. Горький
первым в литературе вывел рабочего-революционера как героическую личность,
чья жизнь – пример для подражания.
Не менее примечателен жизненный путь матери Павла. Из робкой, забитой
нуждой женщины, смиренно верующей в бога, Ниловна превратилась в
сознательного участника революционного движения, свободного от суеверия и
предрассудков, сознающего свое человеческое достоинство.
«Собирай, народ, силы свои во единую силу!» – с этими словами
обращается Ниловна во время ареста к людям, призывая новых бойцов под знамя
революции.
Устремленность в будущее, поэтизация героической личности сочетаются в
романе «Мать» с реальными событиями и реальными бойцами за светлое будущее.
Так в романе полностью раскрывался новый метод изображения жизни – метод
социалистического реализма.
В первые годы после революции Максим Горький публикует ряд литературных
портретов своих современников, воспоминаний, рассказов «о великих людях и
благородных сердцах».
Перед нами словно оживает галерея русских писателей: Лев Толстой,
«самый сложный человек 19 века», Короленко, Чехов, Леонид Андреев…
Рассказывая о них, Горький находит точные, живописные, неповторимые краски,
раскрывает и своеобразие писательского таланта, и характер каждого из этих
выдающихся людей.
У Горького, жадно тянувшегося к знаниям, людям, всегда было много
преданных друзей и истинных почитателей. Их притягивало личное обаяние
Горького, многогранность его талантливой натуры.
В конце 1921 года у Алексея Максимовича обострился давний туберкулёзный
процесс. Горький уезжает лечиться за границу, на остров Капри. И хотя связь
с родиной затруднена, Горький по-прежнему ведёт обширную переписку,
редактирует многочисленные издания, внимательно читает рукописи молодых
литераторов, помогает каждому найти своё творческое лицо. Трудно сказать,
кто из писателей того времени обошёлся без поддержки и дружеских советов
Горького.
Поражает творческий подъём Горького в эти годы. Он пишет знаменитые
воспоминания о Ленине, заканчивает автобиографическую трилогию, публикует
романы «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», пьесы, рассказы, статьи,
памфлеты. В них он продолжает повествование о России, о русском народе,
смело перестраивающем мир.
В 1925 году Горький опубликовал роман «Дело Артамоновых», где раскрыл
полную обречённость собственнического мира. Он показал, как хозяевами жизни
становятся подлинные создатели «дела» – рабочие, совершившие в октябре 1917
года великую революцию. Тема народа и его труда всегда оставалась ведущей в
творчестве Горького.
Хроника-эпопея Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» (1926–1936),
посвящённая судьбам русского народа, русской интеллигенции, охватывает
значительный период русской жизни – от 80-х годов XIX века до 1918 года.
Луначарский назвал это произведение «движущейся панорамой десятилетий».
Личные судьбы героев писатель раскрывает в связи с историческими событиями.
В центре повествования – Клим Самгин, буржуазный интеллигент, маскирующийся
под революционера. Само движение истории разоблачает его, обнажает
индивидуализм и ничтожество этого человека «пустой души», «революционера
поневоле».
Горький убедительно показал, что оторванность от народа, особенно в
эпоху великих революционных бурь и потрясений, приводит к духовному
обнищанию человеческой личности.
Жизнь отдельных людей и семей в произведениях Горького оценивается в
сопоставлении с историческими судьбами и борьбой народа («Жизнь Клима
Самгина», драмы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Сомов и
другие»).
Очень сложен социальный и психологический конфликт в драме «Егор
Булычов и другие» (1931). Тревога и неуверенность, захватившие хозяев
жизни, заставляют купца Егора Булычова настойчиво размышлять над смыслом
человеческого существования. И яростный крик его: «Не на той улице я живу!
В чужие люди попал, лет тридцать всё с чужими… Отец мой плоты гонял. А я
вот…» – звучит как проклятье тому гибнущему миру, в котором рубль –
«главный вор», где интересы чистогана порабощают и уродуют человека. И не
случайно поэтому дочь купца Булычова Шура с такой надеждой устремляется
туда, где звучит революционный гимн.
Вернувшись в 1928 году на родину, Горький стал одним из организаторов
Союза советских писателей. А в 1934 году на Первом Всесоюзном съезде
советских писателей он выступил с докладом, в котором развернул широчайшую
картину исторического развития человечества и показал, что все культурные
ценности созданы руками и умом народа.
В эти годы Горький много ездит по стране и создаёт очерки «ПО Союзу
Советов». Взволнованно рассказывает он о великих переменах в Советской
стране, выступает с политическими статьями, памфлетами, как литературный
критик. Пером и словом писатель борется за высокий уровень мастерства
писателей, за яркость и чистоту языка литературы.
Долгие годы продолжалась переписка Горького с его маленькими друзьями.
Он создал для детей немало рассказов («Дед Архип и Лёнька», «Воробьишка»,
«Случай с Евсейкой» и другие). Ещё до революции он задумал издание для
юношества серии «Жизнь замечательных людей». Но только после революции
осуществилась мечта Горького о создании большой, настоящей литературы для
детей – «наследников всей грандиозной работы человечества».
Максим Горький – друг Р. Роллана, А. Барбюса и других крупнейших
зарубежных писателей – добивался сплочения прогрессивных сил интеллигенции
для борьбы против угрозы новой войны, против фашизма. Его статья «С кем вы,
мастера культуры?» прогремела по всему миру, словно вечевой колокол.
Максим Горький совершил поистине титанический писательский подвиг.
Никто в мировой литературе ни до, ни после него не сказал таких
беспощадных, уверенно-весомых слов об исторической обречённости
капитализма. Человек многогранного таланта, он открыл новые пути в
искусстве, создал книги исторической значимости и неувядаемой
художественной ценности, которые будут жить в веках.
Литература:
1. «Детская энциклопедия: язык и художественная литература». Том 11.
Второе издание. Издательство «Просвещение», Москва, 1968 год, стр. 364-369.
2. «Литература». Учебник-хрестоматия для 8 класса. Минск,
«НМЦентр», 2000 год, стр. 466-470.
3. «Большая школьная энциклопедия». Том 1. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС»,