Русский поэтический “серебряный век” традиционно вписывается в
начало XX столетия, на
самом деле его истоком является столетие XIX, и всеми корнями он уходит в “век золотой ”, в творчество
А.С.Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в
импрессионистическую лирику Фета, в Некрасовские прозаизмы, в порубежные,
полные трагического психологизма и смутных предчувствий строки К. Случевского.
Иными словами, 90-е годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре
библиотеку 20-го века. С 90-х годов начинался литературный посев, принесший
всходы.
Сам термин “серебряный век” является весьма условным и
охватывает собой явление со спорными очертаниями и неравномерным рельефом.
Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в
литературный оборот окончательно в 60-е годы нынешнего столетия.
Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь
мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести. Строки становились
сублимацией душевного недуга, психической дисгармонии, внутреннего хаоса и
смятения.
Вся поэзия “серебряного века”, жадно вобрав в себя наследие
Библии, античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, теснейшим
образом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и
частушками.
Однако, иногда говорят, что “серебряный век” – явление
западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара
Уайлда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм
Шопенгауэра , сверхчеловека Ницше. “Серебряный век” находил своих предков и
союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме,
Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье,
Бодлера, Верхарна.
Иными словами, в конце XIX – начале XX веков произошла
переоценка ценностей с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся
полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные
и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете.
Это было полное солнечного сияния творческое пространство,
светлое и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения. И хотя мы зовем это
время "серебряным", а не "золотым веком", может быть,
именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru