Атаманы-молодцы,
беспутные клементинки, рукосуи и лапотники, майор Прыщ и бывалый прохвост
Угрюм-Бурчеев пережили Салтыкова-Щедрина.
М. Булгаков
Одним из
подлинных шедевров русской литературы XIX века по праву считается цикл
Салтыкова-Щедрина "История одного города". В мировой литературе рядом
с "Историей..." можно поставить, пожалуй, лишь "Остров
пингвинов" Анатоля Франса, но после того как я прочитала произведение
французского писателя, я сразу почувствовала различие творческих манер Франса и
Салтыкова-Щедрина.
Анатоль Франс в
"Острове пингвинов" просто иронизирует, пародируя в истории
пингвиньего государства историю всего человечества с его пороками и слабостями,
но относится к этому холодновато-отстраненно. Совершенно по-другому у русского
сатирика. Как часто сквозь его сарказм, насмешку, а иногда злость проглядывают
"невидимые миру слезы". Как болеет писатель за российскую жизнь —
беспутную. невежественную, темную!
В основе
"Истории одного города" лежат взаимоотношения народа и власти.
Конечно, красноречива галерея градоначальников, но ведь в произведении есть п
те, кем управляют все эти угрюм-бурчеевы, прыщи, фердышенки. Это сами глуповцы.
Да, именно таким обидным именем, почти кличкой называет сагирик жителей
изображаемого города.
История этого
"древнего и славного народа", какой ее преподносит нам архивариус, с
ее истоков полна дичайших нелепиц: то глуповцы (а тогда еще племя головотяпов) предлагают
своим врагам "друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого
перетяпает", то блинами конопатят острог, то приглашают князя над собой
властвовать. И при всем при этом кричат гордо: "Мы головотяпы! нет нас
народа мудрее и храбрее!".
Салтыков-Щедрин
в глуповцах не изображает конкретных людей, он рисует собирательный образ. Это
образ русского народа, но поданный откровенно сатирически, что было ново и
очень смело для литературы того времени. Ведь до Салтыкова-Щедрина писатели
демократических настроений изображали народ только сочувственно.
Салтыков-Щедрин
направляет свою сатиру на такие черты народного характера, как привычка к
повиновению, рабская психология, наивная вера в доброго царя пли барина,
склонность к иллюзиям, глупость, бездуховность. В некоторых сценах просто
чувствуешь горькое разочарование писателя, его досаду и даже злость. Но сквозь
эти в общем-то справедливые чувства прорывается сострадание к несчастным,
замороченным глуповцам, никак не желающим понять, что они и по сути своей
глуповцы, и устыдиться этого. А картины бедствий народа в главах
"Соломенный город" и "Голодный город" не могут не вызывать
сочувствия.
Особое место в
"Истории..." занимают портреты градоначальников. Вот тут нет ни капли
сочувствия, а только жесткий и жестокий сарказм в адрес
"властителей".
Перед читателем
один за другим проходят Фердыщенко и Брудастый, Угрюм-Бурчесв и Прыщ.
Салтыков-Щедрин использует при создании образов градоначальников элементы
фантастики, гротеск, гиперболу. Какие запоминающиеся лица — майор Прыщ с
фаршированной головой или градоначальник Иванов, который вследствие малого
роста лопнул, не сумев осмыслить нового закона! Образы очень смешные, но и
жутковатые.
Жутко
становится еще и оттого, что Салтыков-Щедрин показывает всеобщий характер этой
повальной глупости, свинства, карьеризма. Писатель делает это с помощью
интересного хода: он придает городу Глупову обобщенный и изменчивый облик. То
Глупов стоит на болоте, то на семи горах, то на трех реках. Он принимает вид
села, губернского города, или вдруг оказывается, что Глупов граничит... с
Византийской империей.
Это не просто
один из российских городов, как город N в "Мертвых душах" Гоголя, это
нечто большее. Город в "Истории..." — особое пространство, в котором
отражена вся Россия второй половины девятнадцатого столетия. Да только ли
девятнадцатого? Ведь присмотрись — ив нашей сегодняшней жизни увидишь и
глуповцев (ох, сколько их!), и начальников с фаршированными головами.
Салтыков-Щедрин
смог увидеть и отразить в "Истории одного города" не только
конкретные и проходящие беды своего времени, но и вечные проблемы отношений
народа и власти, недостатков народного характера. По-моему, Салтыков-Щедрин
актуален до сих пор. Кто знает, может быть, будет актуален и в будущем?..
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/