Александр
Николаевич Островский в своем творчестве стремился совместить остроту
противоречий взглядов и стремлений с широтой осмысления жизненных процессов и
проблем. Этому служила необычная композиция пьес Островского, которая допускала
появление не связвнных сюжетом сцен и персонажей.
Такое
новаторство в драматургии помогло А. Н. Островскому создать истинные
"пьесы жизни" (по определению Добролюбова), в которых на "первом
плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц
обстановка жизни".
Островский
воссоздает быт, нравы, психологию и социальные отношения купеческой среды и
свое достоинство, конфликты новых веяний и старого порядка жизни. Максимального
напряжения эти конфликты достигают в драме "Гроза", где они
сосредоточены в судьбе героини.
В пьесе
"Гроза" жизнь показана автором в предгрозовой атмосфере, когда внешне
пока все обстоит благополучно, но читатель и зритель проникаются ощущением
сильного напряжения и чувств, и страстей, когда вот-вот разразится катастрофа.
Это атмосфера первого действия, которое знакомит нас с главной героиней
-Катериной Кабановой.
Над Катериной,
какой мы видим ее в начале пьесы, властвует сила страха - это страх возмездия
за грехи. В первом акте отделенные удары грома, разбередившие тревогу Катерины,
побуждают ее признаться Варваре в своей любви к Борису. Свою любовь религиозная
Катерина считает грехом. Она не боится смерти, а боится, что смерь застанет ее
такую, какая она есть "после этого разговору-то", "со всеми
твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми". Но Катерина - бесстрашная
натура. В любви к Борису есть что-то стихийное.Она вопреки своему страху,
вопреки нравственным законам калиновского общества встречается с Борисом.
"Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" -
говорит он своему любимому.
Но мироощущение
Катерины трагично: она предчувствует, что ее ждет близкая смерть. Обостренное
нравственное самосознание терзает и мучает ее. Внутренний голос ее совести
заставляет Катерину увидеть в грозе природы суд и наказание себе. Терзаемая
угрызениями совести, бросается она в ноги мужу и всенародно кается в своем
грехе. Но в словах покаяния звучит не одна слабость и отчаяние, но и сила духа
героини, ее самоотверженная отвага и противоборство темным предрассудкам
домостроевской морали. Она не могла как Варвара с Кудряшом, жить в потаенной
любви, лишь бы все было "шито-крыто".
Испытав
огромный и чистый любовный порыв, Катерина ощутила свои человеческие права на
счастье, любовь и радость. Но, живя среди "кабановских понятий о
нравственности", она не могла последовать влечению своего сердца, не
оказавшись "преступником в собственных глазах". Вольнолюбивые порывы,
свойственные душе Катерины, ее радость жизни и уже проснувшееся ощущение права
на человеческую жизнь не дают ей возможности и сил бороться с естественным
влечением своего сердца и не позволяют смириться с порядками "темного
царства". Всенародное покаяние героини было продиктовано не только и не
столько суеверием, религиозными предрассудками и невежеством, сколько ее
глубокой и чуткой совестливостью, ее стремлением к нравственному очищению. Ее
страх перед грозой - это не слабость души, а сознание собственной нравственной
ответственности, которая побуждает Катерину к признанию.
Катерина - это
натура бесстрашная, чистая, стихийная, свободолюбивая. После признаний в своей
грешной любви, Катерине совсем невмоготу жить в доме Кабанихи, под ее
неотступной тиранией, под жесткими и несправедливыми, уже устаревшими, законами
Домостроя. Она не выдерживает и уходит. Узнав, что Борис уезжает, она лишается
самого дорогого в жизни и последней своей опоры в ней. Не смея и не желая
вернуться домой, Катерина бросается в омут, ища освобождения от мук жизни. 'Ее
охватило отчаяние, но. для такого поступка нужно иметь большое мужество,
огромную силу воли и свободолюбие.
Кончая жизнь
самоубийством, совершая страшный грех, Катерина бросает вызов тем темным силам,
которые так мучили ее. Искупив безмерной ценой свою вину, бедная женщина
спасает себя от неволи и унижения. Гордая и жизнелюбивая при жизни, она и
мертвая, как живая. И ей, мертвой, завидует оставшийся жить и мучиться Тихон.
Катерина
покончила с жизнью бессознательно, не думая, не рассуждая. Но в ней мы видим
стихийный протест против тех устарелых понятий о нравственности, по которым
живут Кабаниха и Дикой, "...Протест, доведенный до конца, провозглашенный
и над домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.
Она не хочет
мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за
ее живую душу". Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая
личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы
то ни стало!" Этим слова Добролюбова красноречиво доказывают, что в
самоубийстве Катерины никак нельзя узреть слабость души и трусость.
Я глубоко
согласна с оценкой великого критика. Самоубийство Катерины - это есть протест
против тирании "темного царства", против всего, что мешает человеку
быть счастливым.