Поэма "Анна
Снегина" написана в стихотворной форме, но ее особенностью является
слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме
нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Они даны
отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и
переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает
и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий
предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается
лирическим аккордом -- воспоминания автора о ранней юности, о "девушке в
белой накидке".
Развитие сюжета
начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после
трехлетнего отсетствия. Свершилась февральская революция, но война
продолжается, земли крестьяне не получили. Назревыют новые грозные события. Но
герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой,
вспомнить юность. Но союытия сами врываются в его жизнь. Он толко что пришел с
войны, бросил винтовку и "решил лишь в стихах воевать".
"Война мне всю
душу изьела.
За чей-то чужой
интерес
Стрелял я в мне
близкое тело
И грудью на брата
лез".
Февраль 1917 года
всколыхнул деревню. Былая вражда между жителями села Радово и деревни Криуши
вспыхнуло с новой силой. Появился у Криушей свой вожак -- Прон Оглобин.
Приехавший из Питера бывший односелбчанин, герой поэмы, встречен ими и с
радостью, и "с любопытством". Он теперь "важная шишка",
столичный поэт, но все же "свойский, мужицкий, наш". От него ждут
ответа на самые жгучие вопросы: "Скажи, отойдут ли крестьянам без выкупа
пашни господ?" ... "За что же тогда на фронте мы губили себя и
других?" Но и эти вопросы и для самого поэта еще недостаточно ясны.
Другие впечатления
волнуют этот романтический образ до боли знакомой и родной природы и не менее
романтический образ - воспоминание о "девушке в белой накидке".
Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней - легкие, радостные.
Любовь, молодость, природа, родина - все это для поэта слилось в единое целое.
Это все в прошлом, а прошлое - прекрасно и поэтично.
От своего друга,
старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной,
помнит его. Герой поэмы не ищет с ней встречи. Все изменилось, изменились они
сами. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ, который остался от
ранних юношеских впечатлений.
Да, теперь Анна
Снегина - важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти
прямо говорит, что любит его. Но прошлый образ юной девушки в белом ему милее,
он не хочет поменять его на случайную любовную интригу. В ней нет поэзии.
Жизнь еще теснее сближает поэта с местными
крестьянами. Он идет с ними к помещице Снегиной просить, что бы она отдала им
землю без выкупа. Но в доме Снегиных горе - пришло известие о том, что на
фронте погиб муж Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом.
"Он умер... А вот вы здесь",- упрекает она героя своего недолгого
романа.
События октябрьских
дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной
конфисковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила
бывших влюбленных. Анна полна личными, интимными переживаниями, а герой охвачен
бурей гражданских событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а
он думает о переделе помещичьих земель: " Скажите, вам больно, Анна, за
ваш хуторской разор?" Так жизнь переплела, перепутала личное и
общественное, разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна - в
Лондон.
Последняя часть
поэмы - это описание суровых времен гражданской войны. И на этом фоне - два
письма. Одно от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Оглоблин
Прон. Другое - из Лондона, от Анны Снегиной. Его вручил герою мельник во время
очередного его приезда на родину.
Что же осталось от
прежних впечатлений и переживаний? Все приходит, как налетевшая буря. И для
тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с
воспоминаниями о Родине. Любовь, Родина, природа - вот истинные ценности,
способные согреть и возвысит душу человека.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru