Сборник рефератов

Рюрик Ивнев - поэт Серебряного века

Рюрик Ивнев - поэт Серебряного века

Творческая работа

«Рюрик Ивнев – поэт Серебряного века»

Исполнитель:

…………………….

11-а класс

г.Екатеринбург школа N32

Слово о поэте.

Неподкупна мудрая природа,

Не стареет дух живой в огне,

Юноша двухтысячного года,

Знаю я: ты вспомнишь обо мне.

Р.Ивнев.

В русской литературе есть такие имена, забыть которые невозможно, ведь без них будет неполным наше представление о том, как развивалась отечественная культура на заре XX столетия, «серебряного века» российской поэзии.
Именно к этому периоду относится начало творчества Рюрика Ивнева.

Рюрик Ивнев – это псевдоним Михаила Александровича Ковалева, родившегося в дворянской семье. Учась в Тифлисском кадетском корпусе (1901-1908), поэт познакомился с будущим героем гражданской войны Павлом Андреевичем
Павловым. Это знакомство, перешедшее вскоре в большую крепкую дружбу, оказало огромное влияние на впечатлительного юношу.
В эти годы начинающий поэт знакомится с творчеством А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова, А.К.Толстого, с богатейшим классическим наследием мировой культуры, увлекается стихами своих современников. Знакомство с лучшими образцами русской и мировой классики значительно расширяет жизненный и идейный кругозор молодого поэта, помогает ему познать законы стихосложения, оценить великую силу и возможность поэтического слова. Именно в это время
Рюрик Ивнев слагает свои первые поэтические строки, читает их друзьям и близким.

Юнкерское училище не привлекает молодого поэта. Поступив в Санкт-
Петербургский императорский университет, на юридический факультет, начинается его поэтическая биография. После окончании университета, выходит первая книга стихов - «Самосожжение». Это была поэзия, далекая от жизни, полная богоискательных мотивов. В ней содержались элементы самоуничижения и какой-то внутренней раздвоенности. Поэт чернит своего лирического героя, показывает его испуганным, мятущимся, никак не связанным со своим временем, стремящимся уйти от него в мир придуманных страстей, пороков, наслаждений, религиозности. Это была своеобразная дань моде, времени, поиску смысла жизни. Книга раскрывала явную одаренность автора, его лирическое своеобразие и оригинальность поэтического восприятия мира. Книга не проходит незамеченной, поэт получает признание. Перед ним раскрываются двери гостиных и литературных салонов. Громкие имена… Интересные люди…

На одном из вечеров, устроенном в помощь раненым, к Рюрику Ивневу подошел, как он пишет в своих воспоминаниях, «стройный, скромно одетый юноша, словно бы весь пронизанный голубизной». Это был Сергей Есенин, с которым у Ивнева начинается очень интересная и плодотворная дружба, перешедшая вскоре в тесную духовную близость и творческий контакт. Они часто встречаются, посвящают друг другу стихотворения, обмениваются акростихами…

В эти годы Ивнев активно издается. Сборники стихов, первый роман, где звучат все те же декадентские мотивы: уход от действительности, угрюмая замкнутость чувств.
Огромное значение для всей дальнейшей судьбы поэта имел тот факт, что он был в числе трех представителей русской поэзии, которые первыми пришли в
Смольный по зову Советской власти помогать молодой республике рабочих и крестьян строить новую жизнь, новую культуру. Это были А.Блок, В.Маяковский и Р.Ивнев.

Казалось бы, яркая и определенная гражданская позиция Ивнева должна была найти свое отражение в новых поэтических творениях. Однако многие стихи его в те годы все-таки далеки от современности.

Социальные аспекты прослеживаются в творчестве Рюрика Ивнева все чаще.
Наблюдается заметный отход от условностей иманжинизма, что делает поэтическую палитру художника богаче, шире, жизненнее. Все реже встречаются искусственно-надуманные сравнения и метафоры. Поэзия обогащается новыми ритмами, темами, средствами художественной выразительности. После зарубежных поездок, поэт начинает острее чувствовать кровную связь с родной землей.

В новых стихотворениях чувствуется пульс современной жизни, призыв к духовному раскрепощению людей.

Из-под пера мастера выходят все новые и новые поэтические творения.
Стихотворения о любви, счастье, радости жизни, циклы, посвященные памяти матери, Грузии, с которой поэт тесно связан, Дальнему Востоку, где ему приходилось бывать.

В стихотворение «Юноше двухтысячного года» поэт выразил уверенность, что созданное им найдет своего читателя, стихи его не будут забыты:

Неподкупна мудрая природа,

Не стареет дух живой в огне,

Юноша двухтысячного года,

Знаю я: ты вспомнишь обо мне.

Рюрик Ивнев был уверен, что его имя не будет забыто в русской литературе. Ведь его лирика занимает достойное место в поэтической летописи старой и новой России.

Художественный мир поэта.
|1. Место поэта в течении |1. Рюрик Ивнев стоял у истоков |
|Серебряного века. |футуристического и имажинистского |
| |движений, долгое время находился в |
| |самой гуще литературных событий. |
| |Сейчас поэта называют «последним |
|а) Суть течения. |имажинистом». |
| |а) Имажинизм – литературное течение в |
| |русской поэзии, объявившее о своем |
| |существовании в 1919 году и |
| |провозгласившее победу самоценного |
|б) Представители, программы. |образа над смыслом и идеей |
| |произведения. |
| |б) Первая декларация была подписана |
| |поэтами С.Есениным, Р.Ивневым, |
| |А.Мариенгофом, В.Шершеневичем и |
| |художниками Б.Эрдманом, Г.Якуловым; |
| |позже присоединились поэты А.Кусиков, |
| |И.Грузинов и другие. В издательстве |
| |«Имажинисты» вышло более 20 книжек |
| |участников группы; выпускали журнал |
| |«Гостиница для путешествующих в |
| |прекрасном». В программных установках |
| |имажинистов общим было: критика |
| |послеоктябрьского футуризма и |
| |утверждение непременной образности |
| |поэтической речи. |
|2. Общее мироощущение поэта. |2. С самого детства и до последних |
| |дней жизни Рюрик Ивнев не принимал |
| |жестокость, насилие, |
| |безнравственность, людское равнодушие |
| |и эгоизм. Это четко прослеживается в |
| |его творчестве. Ведь не случайно |
| |первая книга «Самосожжение» проникнута|
| |вниманием к человеку, состраданием, |
| |желанием помочь. |
| |Все серьезное и волнующее душу Ивнев |
| |предпочитал отдавать поэзии, а в жизни|
| |старался показаться легкомысленнее, |
| |чем был на самом деле. Жил, в |
| |основном, воспоминаниями. |
|3.Характер лирического героя. |3. В основном поэт чернит своего |
| |лирического героя, показывает его |
| |испуганным, мятущимся, никак не |
| |связанным со своим временем, |
| |стремящимся уйти от него в мир |
| |придуманных страстей, пороков, |
| |наслаждений, религиозности. Это была |
| |дань моде, времени, поиску смысла |
| |жизни. |
|4. Новаторство. |4. Ивнев оригинально, отлично от |
| |других воспринимал окружающий мир. Он,|
| |как и все имажинисты, считал, что |
| |«единственным и несравненным методом |
| |является выявление жизни через образ и|
| |ритмику образов…», что образ – это |
| |«броня строки». |
| |Многие стихотворения поэта проникнуты |
| |глубочайшим психологизмом, прямотой в|
| |раскрытии сложнейших душевных |
| |переживаний. |

Анализ стихотворения.

Я надену колпак дурацкий

И пойду колесить по Руси,

Вдыхая запах кабацкий…

Будет в полк дождь моросить.

Будут ночи серые, как баржи,

Затерявшиеся на реке.

Так идти бы все дальше. Даже

Забыв про хлеб в узелке.

Не услышу я хохот звонкий.

Ах, как сладок шум веток и трав,

Будут выть голодные волки.

Всю добычу свою сожрав.

И корявой и страшной дорогой

Буду дальше идти и идти…

Много радостей сладких, много

Можно в горьком блужданьи найти.

Стихотворение написано в 1914 году. Читая его, совршенно не обязательно помнить, при каких конкретных биографических обстоятельствах оно создавалось. В его основе – образы. Ведь Рюрик Ивнев мыслил в основном образами. Стихотворение проникнуто глубочайшим психологизмом, прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний. Здесь нагромождение образов.
Ведь по мнению имажинистов, поэзия должна состоять полностью из образов, которые основываются на метафорах. Первое впечатление от этого стихотворения складывается мрачное, ведь здесь преобладают темные цвета, мрачные эпитеты: «ночи серые», «голодные волки», «страшной дорогой». Дорога
– образ бесконечности, образ долгого пути, на котором встречаются различные препятствия.

Заключение.

В этом году я впервые познакомилась с творчеством поэта Рюрика Ивнева, который писал в совершенно разных жанрах. Но можно сказать, что на протяжении жизни, он писал одну поэтическую книгу – дневник души, и не стремился напечатать свои работы. Стихотворения поэта, извлеченные из старых газет, альманахов, журналов до сих пор привлекают своей искренностью. Больше всего я удивлена тем, что почти 80 лет отдано Ивневым писательскому труду. Это редкий случай в Мировой литературе.

Творческое наследие Рюрика Ивнева огромно и далеко не в полном объеме знакомо читателю. Совершенно недавно я узнала об этом поэте и ознакомилась с небольшой частью его творчества.

Рюрику Ивневу было что вспоминать. Перед глазами прошла эпоха. И даже не одна, а несколько. Временной диапазон творчества поэта уникален: в его архиве находятся стихи 1903 года, а последние строки датированы 19 февраля
1981-го - они написаны за несколько часов до смерти.

Писал стихи и прозу, активно печатался, но далеко не все написанное увидело свет. Около 1000 неопубликованных, никому не известных стихотворений, десятки новелл, рассказов, повестей и даже романов, множество мемуарных статей, пьесы... Можно с уверенностью сказать, что большая часть литературного наследия писателя неизвестна. А многие произведения просто забыты. И это при том, что книги его в последние годы издаются почти регулярно.

Прожил очень долгую и небессмысленную жизнь. На своем жизненном пути он повстречал многое. Это Отечественная война 1912 года, это первая Мировая война 1914 года, буржуазно-демократическая революция, Октябрьская социалистическая революция.

Рюрик Ивнев жил, в основном, воспоминаниями – это главная особенность поэта, что и отличает его от других писателей. Лирика его занимает достойное место в поэтической летописи старой и новой России.




© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ