Русский характер в произведении Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Русский характер в произведении Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Русский
характер в произведении Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Николай
Семенович Лесков вошел в литературу как создатель сильных человеческих натур.
«Леди Макбет Мценского уезда» (1864) — история трагической любви и преступлений
Катерины Измайловой.
Выступив
соперником автора «Грозы», Лесков сумел нарисовать несравненно более
трагический бунт героини против поработившего ее мира собственности. Дочь
простонародья, унаследовавшая и народный размах страстей, девушка из бедной
семьи становится «пленницей» купеческого дома, где нет «ни звука живого, ни
голоса человеческого», а есть только короткая стежка от самовара в опочивальню.
Преображение изнывающей от скуки и избытка сил мещаночки совершается тогда,
когда на нее обращает внимание уездный сердцеед. Любовь рассыпает над Катериной
Львовной звездное небо, которого она не видела прежде из своего мезонинчика:
«Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой!» По-детски простодушно восклицает
героиня в золотую ночь, «смотря сквозь покрывающие ее густые ветви цветущей
яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц».
Но не случайно
в картинах любви гармонию нарушает вдруг вторгшийся разлад. Чувство Катерины
Львовны не может быть свободным от инстинктов собственнического мира и не
подпадать под действие его законов. Рвущаяся к свободе любовь превращается в
начало хищно-разрушительное. «Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в
огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры
преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья; кровь ее
кипела, и она не могла более ничего слушать...» И вместе с тем слепая страсть
Катерины Львовны неизмеримо больше, значительнее, чем корысть, придающая форму
ее роковым поступкам, сословным интересам. Нет, ее внутренний мир не потрясен
решением суда, не взволнован рождением ребенка: «для нее не существовало ни
света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей». Всю жизнь без
остатка поглотила страсть.
Когда партия
арестантов выступает в дорогу и героиня вновь видит Сергея, «с ним ей и
каторжный путь цветет счастьем». Что для нее та сословная высота, с которой она
рухнула в каторжный мир, если она любит и ее любимый рядом! Сословный мир «достает»
Катерину Львовну на размытых пересыльных трактах. Он долго ей готовил палача в
облике любовника, поманившего когда-то в сказочную «Аравию счастливую».
Признаваясь, что не любил Катерины Львовны никогда, Сергей пытается отнять
единственное, что составляло жизнь Измайловой,— прошлое ее любви. И тогда
«совсем неживая» женщина в последнем героическом всплеске человеческого
достоинства мстит своим поругателям и, погибая, заставляет окаменеть всех
вокруг.
«Катерина
Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточился и становился диким. Руки раз и
два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту — и она
вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку
за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. Все окаменели от
изумления». Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией
счастья, но шедшую к своей цели путем преступлений. Писатель доказал, что у
этого пути нет выхода, а лишь тупик ожидал героиню, и другого быть не могло.
Это прекрасное произведение послужило основой для оперы Д.Д.Шостаковича
«Катерина Измайлова», написанной в 1962 году. Что еще раз доказывает
незаурядность произведения Н. С. Лескова, сумевшего найти и передать типичные
черты характера Катерины Львовны, раскрывшиеся столь трагически и приведшие
героиню к неминуемой гибели.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/