Русский солдат в поэме Твардовского "Василий Теркин"
Русский солдат в поэме Твардовского "Василий Теркин"
Русский
солдат в поэме Твардовского "Василий Теркин"
Поэма
Александра Твардовского "Василий Теркин" с газетного листа шагнула в
ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое
произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни
своего народа.
В образе
Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере,
выявить его лучшие черты. "Книга про бойца" — это произведение
"без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на
войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит —
угадать вперед нельзя..." Сознавая свою большую ответственность очевидца,
Твардовский размышляет о своем герое и говорит:
В чем-то я его
богаче, —
Я ступал в тот
след горячий,
Я там был. Я
жил тогда...
Вот перед нами
первая глава "От автора". Здесь Твардовский определил пафос поэмы:
изображение правды, какой бы она ни была.
... А всего
иного пуще
Не прожить
наверняка —
Без чего? Без
правды сущей,
Правды, прямо в
душу бьющей,
Да была б она
погуще,
Как бы ни была
горька.
События поэмы
происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно
готовились и шли сражения. Сюжет "Теркина" дает ответ на всенародный
вопрос: как победить, что для этого нужно? Есть в поэме и героизм, и
человечность, и та "скрытая теплота патриотизма", которая была у Льва
Толстого при описании другой Отечественной войны — 1812 года. Эта параллель не
случайна. Ведь эпический герой Твардовского — русский солдат, наследник своих
героических предков:
Тем путем идем
суровым,
Что и двести
лет назад.
Проходил с
ружьем кремневым
Русский
труженик—солдат.
Путь русского
труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в
главе "Перед боем":
Вслед за
властью за советской,
Вслед за
фронтом шел наш брат...
Но в этой
горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных
маршах. В знаменитой главе "Переправа" трагическое переходит в
героическое:
Бой идет —
святой и правый,
Смертный бой не
ради славы,
Ради жизни на
земле.
Обычное,
"мирное" слово "переправа" приобретает трагическое
звучание:
Переправа,
переправа!
Берег левый,
берег правый,
Снег шершавый,
кромка льда...
Кому память,
кому слава,
Кому темная
вода, —
Ни приметы, ни
следа...
Динамичные,
скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский
разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит
в этих строчках:
И увиделось
впервые,
Не забудется
оно:
Люди теплые,
живые
Шли на дно, на
дно, на дно...
В центре поэмы
— народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур
и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе "На
привале", где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем,
что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: "Был
рассеян я частично, А частично истреблен... Но, однако, жив вояка".
И вот приходит
к солдатам Теркин со своей "политбеседой", короткой и простой:
Я одну
политбеседу повторял: — не унывай,
Не зарвемся,
так прорвемся.
Будем живы — не
помрем.
Срок придет,
назад вернемся,
Что отдали —
все вернем.
Тяжела война,
страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату
нужно крепиться. Вот и вся теркинская "пропаганда" , но сколько в ней
спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть
бесконечным и безнаказанным.
Теркин встает
перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца
дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник
этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение
подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях";
вот он ест "со смаком" солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается
на сырой земле под дождем, укрывшись "одной шинелькой".
Мечта Теркина о
награде ("Я согласен на медаль") — это не тщеславное желание
прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и
родных людей свободными. В главе "О горе", когда Теркин с любовью, с
"дрожью сердечной" вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее
воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души:
Мне не надо,
братцы, ордена,
Мне слава не
нужна,
А нужна, больна
мне Родина,
Родная сторона!
Не раз смерть
встает в "книге про бойца" в самых различных обстоятельствах и
обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях:
Ждут, молчат,
глядят ребята,
Зубы сжав, чтоб
дрожь унять...
Ты лежишь
ничком, парнишка
Двадцати
неполных лет.
Вот сейчас тебе
и крышка.
Вот тебя уже и
нет.
Смерть тушит
все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти
нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть.
Нет, товарищ,
зло и гордо,
Как закон велит
бойцу,
Смерть встречай
лицом к лицу
И хотя бы плюнь
ей в морду,
Если все пришло
к концу...
Знаменательно
то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне
реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский
сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.
Богатырь не
тот, что в сказке —
Беззаботный
великан, -
А в походной
запояске,
Человек простой
закваски...
В муках тверд и
в горе горд
Теркин жив и
весел, черт!
Василий Теркин
стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в
скульптуру, установленную на Смоленщине. Твардовский нигде не описал внешность
Теркина, но этот боец узнаваем.
То серьезный,
то потешный,
Нипочем, что
дождь, что снег, —
В бой, вперед,
в огонь кромешный,
Он идет, святой
и грешный,
Русский
чудо-человек.
Так и уходит
Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю
нашего общества.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/