Вячеслав
Иванович Иванов, "Вячеслав Великолепный", "маг",
"мистагог" русского символизма, предмет поклонения множества
вероискателей и вероискательниц, непогрешимый судья поэтической эрудиции,
любимый герой пародистов, с легкостью издевавшихся над его
архаически-возвышенным языком, по возрасту принадлежал к старшим символистам,
по духу творчества - к младшим. Как для Блока и Белого, символизм был для него
не литературной школой, а системой мировоззрения, не апофеозом индивидуализма,
а основой человеческого единения в духе. У Иванова это учение приобрело
наиболее связный и законченный вид. На Дельфийском храме, говорит он в мелопее
(сложная многочастная лирическая композиция) "Человек", была
лаконичная надпись EI, что значит "ты еси", с этими словами Бог
обращается к человеку, а человек должен обратиться к Богу и ближним, и только
после этого он сможет сказать о себе "аз есмь", "я
существую". А существовать - значит творить: человек служит Богу, принося
ему в жертву себя самого ("Споки"; заключительное
"безмолвствуй" - обрядовый возглас при начале жертвоприношений).
Всякое истинное творчество символично: мысль поэта восходит от земного предмета
к несказуемо-божественной сути ("от реального к реальнейшему";
поэтому Иванов называл свое учение "реалистическим символизмом" в
отличие от "идеалистического", который идеализирует только
собственное "я"), а затем нисходит опять к земному предмету -
символу, который должен вызвать в сознании "отзвук" божественного
("Альпийский рог"). Из этого понимания вытекает внешний облик поэзии
самого Иванова: она говорит о сложном, но эта сложность не искусственна, каждое
его стихотворение поддается прозаическому пересказу, и только непременное
глубинное религиозное содержание диктует высокий стиль (по образцу греческой
архаики в "Слоках", немецкой романтики в "Кочевниках
Красоты", русских духовных стихов в "Улове") и высокий
иератический язык, насыщенный церковнославянизмами. Новосозданных символов
Иванов избегает, предпочитая традиционные античные или библейские; лишь изредка
он требует от читателя знаний более экзотических ("слоки" - форма
индийских стихов, "Гаутама" - имя Будды, "рищи" - мудрецы-чудотворцы).
Идеал
"соборного единства" и "соборного творчества" для Иванова -
христианство. Предтеча его - греческая религия Диониса, "Ветхий Завет
язычников" (Ницше противопоставлял дионисийство христианству, Вяч. Иванов
их сближает). Изучению и реконструкции дионисийства Иванов посвятил всю жизнь:
началом были долгие "годы учения" в Европе (1886-1905), а докторскую
диссертацию он защитил только в 1923 г. в Баку. Воплощением дионисийства в
своей жизни Иванов считал свою жену, писательницу Л. Д. Зиновьеву-Аннибал,
которую называл "мэнадой" (умерла в 1907 г.: ей посвящен сонет
"Любовь", из ее романа - эпиграф к "Кочевникам Красоты").
Почвой для всеобщего внимания к учению и творчеству Иванова была актуальность
темы "искусство и общественность" после 1905 г. Петербургская
квартира Вяч. Иванова в 1905-1909 гг. ("башня" в доме на Таврической
улице) стала "духовной лабораторией", центром поэтических,
философских и религиозных собраний ("ивановские среды"), в которых
Иванов с женой хотели видеть прообраз будущих "соборных" общин.
"Соборность" проповедовалась и в семейной жизни - памятником этих
трудных опытов осталось стихотворение "Нищ и светел". На почве
"соборности" произошел и знаменитый "раскол в символистах"
1907-1908 гг.: Иванов (и Блок) поддержал программу "мистического
анархизма" Г. Чулкова; Брюсов (и Белый) резко выступил против. Первая
книга стихов Вяч. Иванова - "Кормчие звезды" (СПб., 1903) прошла
почти незамеченной; вторая - "Прозрачность" (М., 1904) создала ему
имя среди символистов; третья - "Сог ardens" (Сердце пламенеющее. М.,
1911-1912), двухтомный монумент памяти Л. Д. Зиновьевой-Аннибал, закрепила его
признание в литературе; за этим последовал маленький сборник "Нежная
тайна" (СПб., 1912), позднейшие стихи были собраны лишь посмертно. С 1913
г. Иванов живет в Москве, после революции служит в советских культурных
учреждениях, в 1920-1924 гг. преподает филологию в Баку. В 1924 г. он уезжает
за границу в научную командировку и поселяется в Италии (сохраняя советский
паспорт до конца 1930-х годов) - сперва в Павии, потом в Риме. В Риме,
перебедствовав вторую мировую войну, он и умер в 1949 г.
Список литературы
Русская
поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. Ред. М.Гаспаров, И.Корецкая и
др. Москва: Наука, 1993.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vacheslavivanov.org.ru/