Роман появился
на свет в 1862 году. Тургеневу как великому художнику удалось запечатлеть в нем
несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в
России конца 50-х годов 19 века.
В то время
самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе подготовки
реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и
революционных демократов; революционные демократы Чернышевский и Добролюбов
ясно видели крепостнический характер готовящейся реформы; либералы, напротив,
возлагали на реформу большие надежды, считали ее чуть ли не единственным
средством крестьянского вопроса. Так на реформу смотрел и сам Тургенев.
В романе
писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян - братьев
Кирсановых и в какой-то степени Аркадия, с другой стороны, - нигилиста,
разночинца Базарова. Базаров был выходцем из семьи штабного лекаря и с детства
видел, как его отец помогает людям в большинстве своем бедным, нуждающимся и
впоследствии сам стал медиком. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил;
говорил, что думал; одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с
кистями, шляпа с большими полями, но это, одежда, его не тревожило, он носил
что есть и что удобно, мода его не волновала; говорил он простыми всем
понятными, словами, не употреблял в разговоре иностранных слов.
Внешность
Базарова была непривлекательна: " Ну, красавчик не красавчик,- заметил
Василий Иванович, - а мужчина, как говорится: настоящий". Базаров довольно
сдержанный человек, он не позволяет себе чрезмерной радости и сам не признает
чувства, хотя отношение свое к родителям он называет любовью, но уж очень
странная это любовь суровая и жестокая: после долгого отсутствия дома он,
наконец-то, изволил пожаловать, но через три дня снова уезжает, потому что ему
мешают работать родительские заботы, их внимание. Он поступает эгоистично, не
думал об отце и о матери, которая боялась вообще не увидеть единственного сына.
Базаров -
нигилист - "человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами,
который не принимает ни одного принципа в веру, каким бы уважением не был
окружен этот принцип". Базаров - враг отвлеченной науки. Он ратует за
науку прикладную, за конкретные ремесла. Недаром в спорах с братьями
Кирсановыми он говорит, что порядочный химик, в двадцать раз полезней всякого
поэта. Поэзию он считает ерундой, романтизм - вздором и удивляется легкомыслием
Николая Петровича, человека преклонных лет, который читает стихи и играет на
виолончели. Так же Базаров отрицал изобразительное искусство. "По-моему,
Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники еще хуже". Если
Кирсановы смотрели на природу, как на храм красоты, то Базаров говорит, что
"...природа - пустяки в том значении в каком ты (Аркадий) ее понимаешь.
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".
О русских людях
Базаров тоже не лестного мнения, а ученых русских для него не существует, а
есть немецкие ученые. Базаров умен, он не останавливается на одной химии и
медицине, его интересуют все естественные науки. Базаров очень трудолюбив:
каждое утро встает рано, даже в гостях он не церемонится и в первое утро
отправляется бродить по окрестностям в поисках экспонатов для опытов. Базарова
тут же полюбили деревенские ребятишки и с удовольствием помогали ему. Базаров и
с ними очень прост в общении, и в одном из споров с Павлом Петровичем он с
гордостью говорит и доказывает свою близость с народом: "Мой дед землю
пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне -
он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете".
У Базарова
странное отношение к женщинам, в них он видит только биологический ком тканей,
но к концу это мнение меняется: он влюбляется в Одинцову и страдает. Мне не
нравится, что Базаров полностью отрицает искусство, поэзию, природу, как храм
красоты, воспитание чувств. Базаров считает, что воспитывать человека должен
только он сам, отрицает романтизм. К его лучшим качествам можно отнести прежде
всего оригинальный ум, широта кругозора, практичность, самокритичность,
трудолюбие, простота в общении, доброта и целеустремленность, твердость в своих
убеждениях. Базаров очень своеобразная личность.
Мне роман
понравился остротой изображения двух противоборствующих сторон. Язык романа
прост, много сравнений берется из мира природы: "голодны как волки",
"время летит иногда птицей, иногда ползет червяком", и т.д. Роман
Тургенева в силу своей злободневности нашел широкий отклик во всех слоях русского
общества. Он не утратил актуальности в последующее время.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/