Роль писем героев в романе Пушкина "Капитанская дочка"
Роль писем героев в романе Пушкина "Капитанская дочка"
Роль писем
героев в романе Пушкина "Капитанская дочка"
Эпистолярный
жанр, жанр письма на Руси оформился еще в XVI веке ("Переписка Ивана
Грозного с князем Курбским (Серебряным)"). Копия, безусловно, как это
доказывают найденные археологами письменные свидетельства,
"письмописание", как одно из средств коммуникации, существовало и
намного раньше.
С появлением
светской литературы жанр этот не утрачивает своей актуальности. И уже не только
служит средством общения между людьми, но порой даже вводится на страницы
литературного произведения. Появляются повести и романы в письмах, что,
конечно, было вызвано стремлением подражать французской литературе, в частности
o Руссо (ведь роман "Юлия, или Новая Элоиза" был написан в виде
писем). И это нововведение, конечно, помогало как в общей характеристике
персонажа, как в раскрытии авторского отношения к нему и всему происходящему,
так и развитию действия в общей концепции произведения.
Использует этот
прием и Пушкин. Причем в его произведениях письмо, выражение мыслей и чувств на
бумаге становится своеобразной проверкой для героя. "Ум" и
"сердце", "чувства" и "разум" обязательно
соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с двух
этих позиций. Весь роман Пушкина "Капитанская дочка" написан в виде
большого письма, послания, "записок" - так определяет их сам Пушкин,
- написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам.
Не случайно
автор разделяет себя и рассказчика (Гринева), тем самым позволяя и себе сделать
заключительную приписку (от издателя). Но начнем не с этого. Как же влияют
письма на развитие действия? .Какова их художественная роль в структуре романа?
Итак, с одной стороны, жанр исторического романа определял задачи произведения
- полностью раскрыть эпоху, но с другой - само название ("Капитанская
дочка") обнаруживает еще один план произведения - показать простую
человеческую жизнь, понять человека в своем времени, его интимные, духовные и
общественные стремления. Причем оба эти "плана" взаимосвязаны, и
поэтому можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном,
общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют
письма героев, "вносящие" живую струю в роман.
Так, есть в
произведении письма, описывающие исторические события или предвещающие их.
Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно исторической записке,
как на лексическом так и на стилистическом уровне, и является завязкой исторического
конфликта. Само письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция
(вводится образ Пугачева - "раскольник", "злодей",
"самозванец"), затем динамичная картина его действий, созданная с
помощью обилия глагольных форм ("собрал", "произвел",
"разорил", "учиня", "произведя"), и вывод (приказ
отразить, а то и истребить "указанного злодея"). Но это письмо
поднимает не только исторические, но. и бытовые и философские вопросы. Так,
например, приписка "по секрету" обыгрывается Пушкиным в добром и
немного ироничном эпизоде попытки Ивана Кузьмича скрыть положение дел от
Василисы Егоровны; употребление же единственного числа по отношению всех
действий Пугачева как бы создает образ его одиночества; и именно за этим
письмом следует вопрос, поставленный Гриневым, который можно расценивать как
риторический: "Как ты думаешь, чем это кончится?"
Есть в
произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание
Пугачева). Противопоставление двух этих посланий дается Пушкиным относительно
лексики и интонации, служит для создания характеристик обоим лагерям; это
начальная точка сравнения их (особенно эта тема будет развита далее при
описании двух советов). Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и
Савельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты.
Не случайно при прочтении последнего письма генерал постоянно делает поправки
от себя, что создает образ единения написанного и действительного, на страницы
романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического
произведения.
Письмо Маши
является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов (полностью
раскрываются характеры Маши, Швабрина и Гринева). В приписке издателя вкратце
дается текст еще одного письма (Екатерины II отцу Гринева). Причем в нем
поднимается одна из главных проблем всего произведения - согласие ума и сердца.
"...похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова", - говорится в
нем, и невольно напрашивается сравнение с текстом Грибоедова ("Ум с сердцем
не в ладу").
То есть, как
уже говорилось, каждый герой расценивается с позиций разума и чувства, но мотив
Грибоедова "живой" и "не живой" жизни вводится с помощью
писем и их влияния на развитие сюжета и в действие романа (вспомним совет
оренбургских чиновников, образы Швабрина и Гринева, да и само
противопоставление мира и бунта). Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Но
это не единственная их роль в произведении.
Большое
значение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характера
героя. Каждое письмо опровергает намерение или предположение, сделанное раньше,
и совершенно неожиданно направляет события в другое русло. Итак, рассмотрим их
согласно "хронологии" романа. Все "блестящие надежды"
Петруши "рушатся", ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинному
своему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедших
с ним, можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения. Текст
письма появляется на страницах романа позже и вновь рушит все надежды Гринева
(эпизод с "ежовыми рукавицами").
Этим постоянным
приоритетом воли отца над мечтами сына Пушкин поднимает еще один вечный вопрос
русской литературы - проблему "отцов" и "детей",
"мудрости и неопытности"... Письмо Зурина Гриневу является
своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича, ибо заставляет его перейти
к решительным мерам ("сейчас" или "никогда"). Письма отца
Гринева Петру и Савельичу есть развитие любовного и психологического
конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет
(открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываются характеры
отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина). С помощью аллитерации звуков
[с], [т] и [п] и интонации (обилия восклицательных и вопросительных
предложений) Пушкин передает негодование отца. "Сын мой Петр!" -
начинается письмо, адресованное Гриневу, и фраза эта, благодаря
восклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как "Сын мой
Камень!" (ведь Петр в переводе с греческого - "камень"), и становится
ясно, почему Петр Андреевич с первых же строк увидел, что все дело не
состоялось. Обращение же к Савельичу еще более сурово. "Стыдно тебе,
старый пес!", "пошлю свиней пасти!" - пишет ему отец Гринева. Но
все же Пушкин изображает его и как отца заботящегося, как о физическом
("Хорошо ли его залечили?"), так и о духовном здоровье ("Что из
тебя будет?") сына. В ответном письме Савельич пытается вернуть все на
прежнее место. "Грамота" его имеет кольцевую композицию
(повествование начинается и заканчивается пересказом письма оппонента), что,
возможно, символизирует попытку его помирить отца с сыном и
"восстановить" ход событий жизни. Но она неумолима, поэтому приходит
еще одно, секретное, письмо, меняющее уже не только судьбу Гринева, но и судьбу
всех обитателей белогородской крепости.
И вот... в
крепости появляется уже знакомый по письму "злодей" Пугачев, который
и здесь производит грабежи и убийства и по счастливой случайности спасает
Гринева. Но преподнесенный ему Савельичем список "разграбленного
добра" и последующий "припадок великодушия" не позволяет
расценивать его лишь как тирана и