Роль лирических отступлений в поэме "Мертвые души"
Роль лирических отступлений в поэме "Мертвые души"
Роль
лирических отступлений в поэме "Мертвые души"
Н. В. Гоголь
принадлежит к числу величайших деятелей русской литературы. Вершиной его
творчества является поэма "Мертвые души". В ней нашли свое отражение
все основные особенности таланта автора.
Важнейшую роль
в композиционной структуре "Мертвых душ" играют лирические
отступления и вставные эпизоды, характерные для поэмы как литературного жанра.
В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли
автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь
противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
В начале поэмы
лирические отступления носят характер высказываний автора о его героях, но по
мере развертывания действия их внутренняя тема становится все более широкой и
многогранной.
Рассказав о
Манилове и Коробочке, автор прерывает повествование, для того чтобы читателю
стала яснее нарисованная картина жизни. Авторское отступление, которым
прерывается рассказ о Коробочке, содержит в себе сравнение с ее
"сестрой" из аристократического общества, которая, несмотря на иной
внешний облик, ничем не отличается от поместной хозяйки.
После посещения
Ноздрева Чичиков в дороге встречается с прекрасной блондинкой. Описание этой
встречи завершается замечательным авторским отступлением: "Везде, где бы
ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих
низменных рядов ее, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий
высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все
то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство,
не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь." Но то, что
свойственно множеству людей, что появляется "поперек" каким бы то ни
было печалям,- все это совершенно чуждо Чичикову, холодная осмотрительность
которого сопоставляется здесь с непосредственным проявлением чувств.
Совсем иной
характер носит лирическое отступление в конце пятой главы. Здесь автор говорит
уже не о герое, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, о
талантливости русского народа. Внешне это лирическое отступление как будто мало
связано со всем предыдущим развитием действия, но оно очень важно для раскрытия
основной идеи поэмы: настоящая Россия - это не собакевичи, ноздревы и
коробочки, а народ, народная стихия.
В тесном
соприкосновении с лирическими высказываниями о русском слове и народном
характере находится и то авторское отступление, которое открывает шестую главу.
Повествование о
Плюшкине прерывается гневными словами автора, имеющими глубокий обобщающий
смысл: "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти
человек!"
Немалое
значение имеют лирические высказывания о творческой и жизненной судьбе писателя
в современном Гоголю обществе, о двух разных уделах, ожидающих писателя,
создающего "возвеличенные образы", и писателя-реалиста, сатирика. В
этом лирическом отступлении, полном глубоких мыслей и ярких обобщений,
отразились не только взгляды писателя на искусство, но и его отношение к
господствующим верхам общества, к народу. Оно определяет и идейный путь
писателя и оценку им основных общественных сил.
В главах,
посвященных изображению города, мы встречаем авторские высказывания о крайней
раздраженности чинов и сословий - " теперь у нас все чины и сословия так
раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью:
таково уж, видно, расположены в воздухе." Описание всеобщей сумятицы
Гоголь заканчивает размышлениями о человеческих заблуждениях, о ложных путях,
которыми нередко шло человечество в своей истории,- "но смеется текущее
поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми
также потом посмеются потомки."
Особенной силы
гражданский пафос писателя достигает в лирическом отступлении - "Русь,
Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека." Как и лирический
монолог начала седьмой главы, это лирическое отступление составляет отчетливую
грань между двумя крупными звеньями повествования - городскими сценами и
рассказом о происхождении Чичикова. Здесь уже в широком плане предстает тема
России, в которой было "бедно, разбросанно и неприютно", но где не
могут не родиться богатыри. Лирические высказывания автора как бы прерываются
вторжением грубой житейской прозы. "И грозно объемлет меня могучее
пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью
осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!
- Держи, держи,
дурак! - кричал Чичиков Селифану.
- Вот я тебя
палашом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин.- Не видишь,
леший дери твою душу: казенный экипаж! - И, как призрак, исчезнула с громом и
пылью тройка."
Пошлость,
пустота, низость жизни еще четче вырисовываются на фоне возвышенных лирических
строк. Этот прием контраста применен Гоголем с большим мастерством. Благодаря
такому резкому противопоставлению мы лучше уясняем мерзкие черты героев
"Мертвых душ".
Непосредственно
вслед за этим автор делится с читателем мыслями, которые вызывают в нем
мчащаяся тройка, далекая дорога. "Какое странное, и манящее, и несущее, и
чудесное в слове дорога! и как чудна она сама, эта дорога." Одну за другой
Гоголь набрасывает здесь картины русской природы, возникающие перед взором
путешественника, мчащегося на быстрых конях по осенней дороге. И в общей
настроенности авторского монолога, и в быстро сменяющихся картинах ясно
ощущается намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление
отделено большой главой, посвященной похождениям Чичикова.
Рассказ о
главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие
возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и поэма в целом,
изображающая "дурное", "презренное".
Высоким
чувством патриотизма овеян образ России, завершающий первый том поэмы, образ,
воплотивший в себе тот идеал, который освещал художнику путь при изображении
мелкой, пошлой жизни.
Такова роль
лирических отступлений в композиции поэмы. Но самое главное то, что в них
выражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми. На
страницах поэмы Гоголь хотел не только обличать, но и утверждать свой
нравственный идеал, и высказал его в своих замечательных лирических
отступлениях, где отразились все его мысли и чувства, и прежде всего огромное чувство
любви к своему народу и отечеству, вера в то, что родина вырвется из власти
"болотных огней" и вернется на истинный путь: путь живой души.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/