Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века
Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века
Роль антитезы в одном из произведений русской
литературы XX века.
В
своих ранних произведениях М. Горький предстает как романтик. Романтический, а
потом идеальный мир героя противостоит миру
реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние
романтика и действительности, романтика
и окружающего мира – основная черта этого литературного направления. Характерны
и убеждения романтических героев с их
противоречиями становятся главным предметом изображения, а художественные
средства, используемые автором, нужны
ему для того, чтобы показать героев во всей их сложности и противоречивости,
объяснить их силу и слабость. Одно из таких
художественных средств – антитеза.
Антитеза
– основа композиции рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Создавая образ
главной героини, именем которой и назван
рассказ, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и
романтический идеал, выражающий высшую
степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший крайний индивидуализм и
презрение к другим (Ларра). Идеал и
антиидеал, два романтических полюса повествования, выраженные в легендах,
задают систему координат, в рамки которой хочет поставить себя Изергиль. Композиция
рассказа такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о ее собственной жизни, которая и составляет
идеологический центр повествования.
Замечательная
легенда о горящем сердце Данко, о том, как вырвал юноша Данко из своей груди
сердце, чтобы осветить его пламенем путь
людям и вывести их из темного леса, становится полностью понятной в
сопоставлении с легендой о Ларре.
В
90-е годы ХХ века наряду с толстовской проповедью непротивления злу насилием и
всепрощения стали распространяться совсем
другие учения, призывающие «подтолкнуть падающего». Таким было учение немецкого
философа Фридриха Ницше, который был
готов оправдать любую жестокость «сверхчеловека», презирающего покорное стадо
обыкновенных людей. В его главном произведении
«Так говорил Заратустра» проповедник Заратустра спускается с гор к людям, чтобы
заставить их склониться перед
«сверхчеловеком», перед тем, кто понял, что «человек только тогда счастлив,
когда одинок».
Подобно
Заратустре, Ларра спускается с гор к обитателям долины. Он, сын орла, считает
себя «первым на земле». «Он был ловок,
хищен, силен, жесток, и не встречался с людьми лицом к лицу». «У него не было
ни племени, ни матери, ни скота, ни жены,
и он не хотел ничего этого». Ларра не хочет считаться с людьми, их мнениями,
нравами и законами.
И
вот к Ларре приходит возмездие, которое хуже смерти. Приходит одиночество, но
оно несет не то счастье, о котором говорит
Ницше, а медленную, мучительную казнь отверженности.
Данко
взрастил в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как звери», как волки.
Одно желание владело им – вытеснить из
их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, вернуть им человеческий
облик. И сердце Данко горело, чтобы рассеять
не только тьму леса, но и тьму их души. Ларра и Данко – очень значительные и
емкие образы, в которых запечатлены две
формы общественного, социального поведения, два резко контрастных взгляда на
отношение человека и общества.
Бессмертие
Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем. Смерть Данко ради
счастья людей становится началом его
бессмертия.
Горький
утверждает, что род человеческий двойственен. От века жили «красавцы, которые
любят», и «старики от рождения».
Отсюда
в рассказе контрастные символические параллели: свет – тьма, солнце – болотный
холод, огненное сердце Данко – камень
вместо сердца у Ларры.
Горькую
правду о двойственном людском роде рассказывает Изергиль, вспоминая свою
молодость. Безусловно осуждая индивидуализм
Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь была освещена любовью и
самопожертвованием. Но во всем: в портрете,
в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. Все в образе
Изергиль напоминает Ларру: ее индивидуализм,
ее образ древней старухи, «иссушенной временем, без тела, без крови, с сердцем
без желаний, с глазами без огня».
Таким
образом, использование антитезы способствует глубокому раскрытию мировоззрения
и характеров героев и идейного замысла
произведения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru