У нашего отряда
в пионерлагере был девиз: “И вечный бой ! Покой нам только снится”, который мне
очень нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий, волею
божьей поэт”, по определению А.М.Горького, Александр Александрович Блок (в
цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, сказавший: “ О Русь моя !
Жена моя ! ”.
Хоть Блок был
одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения - символизма, он
в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим.
В известном стихотворении “Фабрика” он рассказывает о том, как “недвижный
кто-то, черный кто-то” “медным голосом завет”.
Согнуть
измученные спины.
Внизу
собравшийся народ.
В другом
стихотворении, написанном в революционный 1905 год (“Сытые”), поэт с сарказмом
говорит о том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”, в то время как
кругом слышались “мольбы о хлебе”. Но вот началась революция, слышен “красный
смех... знамен, и
Так - негодует
все, что сыто,
Тоскует сырость
важных чрев:
Ведь опрокинуто
корыто,
Встревожен их
прогнивший хлев ! ”
Однако - и на
это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе:
Пусть доживут
свой век привычно -
Нам жаль их
сытость разрушать.
Принимая в
революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и
кровавой.
Ведь известно,
что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он
находил им оправдание.
Эпизод самосуда
как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным
средствам поэмы о революции “Двенадцать”. Революционный боец Петруха убивает
свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой.
Последний успел убежать, но ему обещано:
Утек, подлец !
Ужо, постой,
Расправлюсь
завтра я с тобой !
И это не пустые
угрозы:
Помнишь, Катя,
офицера.
Не ушел он от
ножа ...
Но в целом
поэма - гимн революции. Недаром в конце ее появляется “первый революционер на
земле” Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции,
“Революция и интеллигенция” Блок призывал: “ Слушайте революцию ! ”. Кажется,
что писатель полностью благословляет революцию:
Мы на горе всем
буржуям
Мировой пожар
раздуем,
Мировой пожар в
крови -
Господи,
благослови !
Но поэма
оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:
Запирайте
этажи,
Нынче будут
грабежи !
Двенадцать
человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены
то романтически: “Кругом - огни, огни, огни... Оплечь - ружейные ремни... “, то
натуралистично: “В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз !
” (знак каторжника).
Поэма, языком
которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев,
окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами
людей.
Сегодня вопрос
о роли революции - один из главных для многих из нас. С расстояния трех
четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и
великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали.
Историки еще
десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно
благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел
революционную эпоху в своем небольшом произведении. А если еще вспомнить, что
он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека
(она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А.М.Горьким, что это
“человек бесстрашной искренности”, и поймем слова К.Федина, который после
безвременной смерти 40-летнего поэта говорил, что уже “не будет подобного
мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок”.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/