Свои
исполненные небесной печали и заряженные самым отборным сарказмом
"Марсианские хроники" и "451 градус по Фаренгейту" Брэдбери
творил совсем в другую эпоху, однако популярны и актуальны они и сейчас, когда
ракеты одна за другой устремляются к облюбованной им когда-то Красной планете.
Рэй
Брэдбери родился 22 августа 1920 года в Уокигане (США, штат Иллинойс), то есть
ровно 85 лет назад. Казалось бы, он стал писателем в другие времена и при
других нравах, чем нынешние. Но удивительно, как описанное им будущее сегодня
приняло реальные очертания: и ракеты к Марсу летят одна за другой, и
новоявленные хунвейбины пытаются изъять "неправильные" книги. Ученых
держат на голодном пайке и нещадно "реформируют", а простые люди
смотрят бессмысленные телешоу, чтобы отвлечься от мыслей "о чем-то
большем".
Приятно
размышлять о том шоке, который должны были испытать первые читатели так
называемых фантастических рассказов Рэя Брэдбери, когда он наконец стал тем
Брэдбери, что известен нам сейчас.
Настоящий
Брэдбери появился в тот самый момент, когда он отказался от попыток написать
что-либо в жанре "полноценной" научной фантастики, чего он все равно
никогда толком и не умел, и дал волю своему лукавому воображению. Из-под пера
стали выходить какие-то волшебные и страшноватые, чудные и грустные притчи, в
которых потом только оставалось по вкусу расставить абсолютно чуждые, но столь
веско звучащие слова: "Марс", "марсианский",
"марсианин", "ракета", "космодром",
"робот", "машина времени". Все оказалось очень просто и
одновременно замысловато... Да... и еще даты. Среди полурасплывчатых видений,
марсианских миражей, растворяющихся, тающих подобно воску коварных лиц (именно
в тот момент, когда они станут уже не нужны ни писателю, ни читателям),
анекдотических историй, когда "забывчивый" автор, будто бы и не
способный запомнить, что именно об истории, "хронике" освоения Марса
он написал всего пару страниц назад, обрушивает на нас поток новых выдумок
будто бы с чистого листа, вот - насмешливым контрастом - проставлены
"конкретные" даты. Глаза невольно тянутся к тому месту в хронике,
которое для нас нынешних "уготовил" молодой фантаст, восходящий на
вершину своей славы.
Ракета
у Брэдбери описывается так: "красавица ракета - такая изящная, стройная и
родная..." На Марсе она появится не сразу, нехотя, в тот момент, когда без
нее уже ну никак не обойтись. И также нехотя она протащит за собой свое
"полуслучайное", как бы на ходу "подсыпанное" в излишне
легкомысленную словесную конструкцию содержимое: "металл, резина,
гравиаторы [?!], пища, одежда, горючее, оружие, трапы, гайки, болты,
ложки..." Мы можем прочесть рассказ про марсиан до самого конца, но так и
не узнать, как собственно выглядели эти самые марсиане. Похожи ли они были на
людей или у них, к примеру, щупальца или хотя бы третий глаз... Брэдбери все
это кажется несущественным - несущественным для того, о чем он на самом деле
нам хотел сказать: передать свою грусть, свои страхи, свою надежду.
Единственное, что его занимает порой из "вещного мира" - это цветовая
магия: "желтые глаза горели", "смуглая кожа"... Вот вам и
все марсиане, как это ни невероятно... В конце концов этот эффект легкости
преображения позволяет нам так запутаться в страницах и датах, что уже не
вызовет никакого удивления, если люди в какой-то неуловимый момент поменяются
местами с самими марсианами ("Были они смуглыми и золотоглазыми").
В
невиданном калейдоскопе сменяющихся лиц местами меняются не только марсиане с
землянами, но и каратели-пожарники, проводящие показательные зачистки, - с
отверженными беглецами ("451 градус по Фаренгейту"), роботы - с
людьми, чудаковатые непокорные олигархи - с злобноватыми проницательными
инспекторами ("Эшер II"), беззащитные дети - с отъявленными
злодеями...
Сейчас
разом заплачут все маленькие девочки: увы, создатель изысканного "Вина из
одуванчиков", мягко говоря, не любит детей. Об этом, впрочем, догадывались
все серьезные малолетние очкарики, тщетно выискивавшие в свое время в
ускользающей от них атмосфере фантастики Рэя Брэдбери из "антологий
детской литературы" свою неизменную "пищу для ума". Брэдбери -
отъявленный враг всякого "полезного чтения", ненавистник прагматизма
- эта тема даже не обсуждается, на эту тему просто объявляется новый книжный
крестовый поход...
Самые
жуткие и бескомпромиссные враги в брэдбериевских рассказах - это, конечно, не
романтичные марсиане, это они - "маленькие убийцы", обитатели
"детских площадок" играющие в "отраву" с
"Вельдом" и еще чем-то более страшным - штучками из "Урочного
часа" - наперевес... Именно детки - самые злобные пришельцы и захватчики,
с которыми просто невозможно договориться по-доброму. Они же - и только они -
способны остановить сущее зло, которое, впрочем, меркнет и бледнеет в свете
этой новой повсеместной угрозы ("Жилец из верхней квартиры",
"Песочный человек", "Надвигается беда").
Парадоксов
хватает. Вслед за маленькими девочками просто обязаны заплакать профессора в
очках-велосипедах, составители списков всех "прогрессивных зарубежных
писателей". Опустят усталые руки поборники Прогресса. "Зрелый"
Брэдбери "прогрессивным" никогда и не был, даром что писал о Марсе,
космосе и о путешествиях во времени, попутно издеваясь не только над своими
технократами-современниками, но и над уже "почти" классиками - от
мсье Верна до Хьюго Генсберга, от Уэллса до своего любимого Берроуза.
"Прогресс" - это слово у него почти что ругательное, наравне с
"прагматизмом" и "реализмом", "лояльностью",
"комфортом" и "достижениями" ("Бетономешалка"). Конечно,
"чернушечный" "непрогрессивный" Брэдбери, ведущий свою
писательскую родословную на самом деле от Эдгара По и Бирса, мастер ужастиков и
детективов, пришел к нам лишь в последние десятилетия (сборники "Карнавал
Тьмы", "Октябрь на дворе", "Маленький убийца"), но и в
прежнем Брэдбери хватало того, за что творцы предисловий и послесловий к
советским сборникам были вынуждены витиевато извиняться и от чего даже
открещивались: "...окружающий его мир настолько бесчеловечен, что он не
может не погибнуть. Вот почему в его рассказах порой слышится мотив неизбежного
конца, огня, в котором гибнет и все злое, и все дорогое сердцу"
(Р.Нудельман, "Фантастика Рэя Брэдбери"). Ведь в конце-то концов сам
когда-то увлекавшийся технократическими идеями Брэдбери прославился как автор
выразительнейшего "антитехнократического" романа - "451 градус
по Фаренгейту".
Самые
гениальные рассказы Брэдбери - вроде "Косы" и "Лед и
пламень" - не нуждаются ни в малейшем обосновании "реальности"
подобных миров, а выписанный мимоходом антураж столь условен, что века кажутся
мимолетным сном уже самим героям этих рассказов (если они все-таки выживут).
Ощущение призрачности или, по крайней мере, преступной хрупкости прошедших
тысяч и миллиардов лет не покидает нас от начала до конца - происходит ли это
на Марсе ("И по-прежнему лучами серебрит простор луна...",
"Гость"), на Земле ли ("И грянул гром") или еще где-нибудь
("Уснувший в Армагеддоне")...
И
эта призрачность как социального, так и технического прогресса особенно
отчетливо видна теперь нам - живущим в светлом XXI веке, - так и не ступившим
толком на Марс, но зато занятым с одной стороны борьбой с терроризмом, а с
другой - непрекращающейся тяжбой с властями, стремящимися под флагом борьбы с
этим самым терроризмом и сепаратизмом загнать всех в теплый, почти что
благоустроенный, но совершенно бездумный хлев.
Брэдбери
- это, конечно, своего рода эмблема фантастики, даже, если угодно, научной
фантастики, однако эмблема весьма парадоксальная... Скорее уж это эмблема
непокорной марсианской романтики.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bradbury.org.ru