Рецензия на трилогию о русских женщинах Ф. А. Абрамова
Рецензия на трилогию о русских женщинах Ф. А. Абрамова
Рецензия
на трилогию о русских женщинах Ф. А. Абрамова
Есть женщины в русских селеньях...
Н. А. Некрасов
Повести Федора Абрамова — “Деревянные кони”, “Пелагея”
и “Алька” — были завершены почти одновременно — в 1969 и 1971 годах. Писатель
придал им особое значение.
В этих повестях воплощена история русской деревни,
многострадальной жизни крестьян и прежде всего русской женщины.
Трилогия начинается повестью “Деревянные кони”. В ней
рассказывается о жизни Милентьевны, русской крестьянки. Про жизнь ее мы узнаем
из рассказов Евгении — невестки Милентьевны. И жизнь эта была далеко не легкой.
Шестнадцати лет Милентьевну замуж выпихнули. От рассвета до заката —
непосильная работа, заботы по дому. Двух сыновей на войне убили. Но выстояла
Милентьевна, выдержала все невзгоды. И даже теперь, несмотря на свою старость,
не могла сидеть без работы. Каждое утро уходила в лес за грибами. Возвращалась
еле живая, но не хотела покоряться усталости, немощи и возрасту. (А шел
Милентьевне уже седьмой десяток.) Однажды пришла она совсем больная и слегла.
Но через два дня нужно было ехать ей домой (она гостила у одного из своих
сыновей), так как внучке обещала приехать к “школьному дню”. И вот, несмотря на
свою болезнь, ливень и грязь за окном, несмотря на то, что сын не приехал за
ней, пошла пешком, увязая в грязи, покачиваясь от порывов ветра и слабости.
Ничто не могло помешать ей сдержать свое обещание, данное внучке.
Повесть “Пелагея” рассказывает нам о другой женской
судьбе. Другой, но не менее тяжелой. Пелагея Амосова — пе-карша, с зари до зари
работающая в своей пекарне. Это, однако, не одна ее забота: еще надо и по дому
справиться, и двор прибрать, и травы накосить, и за мужем, больным успеть
ухаживать. У нее постоянно душа болит за дочь свою — Альку. Эта непоседа и
егоза, которая не может усидеть на месте, целыми днями и ночами пропадает на
гулянках. А между тем сама еще школу не закончила...
Вся жизнь Пелагеи — это сплошная вереница одинаковых
дней, проходящих в непосильном труде. Пелагея не может позволить себе хоть день
отдыха: вся работа держится на ней. Да и не могла она жить без своей пекарни.
“Всю жизнь думала: каторга, жернов каменный на шее — вот что эта пекарня. А
оказывается, без этой каторги да без этого жернова ей и дышать нечем”.
Кроме непосильной работы, на Пелагею наваливаются и
другие невзгоды: тяжелая болезнь и смерть мужа, бегство дочери в город вместе с
офицером. Силы постепенно оставляли ее. Нестерпимее всего была невозможность
работать. “Не умела болеть Пелагея”. Не могла она примириться с тем, что не та
уже стала, как раньше.
А жизнь готовит все новые и новые удары уже больной
женщине: от дочери никаких вестей, пекарня, ее родная пекарня, запущена, в
магазине ее обманули, подсунули давно вышедшие из моды плюшевики. С каждым
новым ударом Пелагея понимает, что отстает она от жизни. “Да как тут жить
дальше?” — ищет она ответа и не находит его.
Так и умерла Пелагея, не увидев новой цели в жизни,
так и не поняв, как же можно жить, когда работать уже не можешь и силы
оставляют тебя.
Заключительная повесть трилогии — “Алька”. Героиня ее
— Алька — дочь Пелагеи, но жизнь у нее совершенно другая, вольная, не
закованная в железный обруч непосильной работы. Алька живет в городе и работает
официанткой. Жизнь в деревне не для нее, она не хочет жить, как мать, добиваясь
всего тяжелым трудом. Алька считает свою работу не хуже других и гордится тем,
что работает в городе, в ресторане, зарабатывает большие деньги. В будущем она
хочет стать стюардессой (и становится ею).
Алька — это тип совершенно другого человека, нежели ее
мать. Она не приучена с детства к тяжелому труду в поле, ей чужда вся
деревенская жизнь. Был момент, когда Алька была готова остаться в деревне. Она
вспоминает об умершей матери, о том, как неустанно работала та всю жизнь ради
нее, Альки, о том, что не приехала проводить свою мать в последний путь. И так
горько становится на душе у Альки. В этот момент она решает остаться в деревне,
даже бежит и сообщает об этом тетке Анисье. Надо только съездить в город,
забрать пятьсот рублей, “остатки от распроданного родительского добра”. Но
именно эта поездка все изменяет. Снова окунувшись в городскую жизнь, она уже не
тянется в деревню. Что деревенская жизнь по сравнению с городской! Да и не такой
человек Алька, чтобы на веки вечные похоронить себя в деревне. “Жалковато стало
всего этого великолепия, с которым не сегодня-завтра надо расстаться”.
В трилогии очень ярко и живо показаны типы русской
женщины тридцатых—семидесятых годов. Мы можем увидеть, как постепенно изменялся
этот тип из поколения в поколение. Изначально женщина была “привязана” только к
дому да работе на земле, но постепенно у нее появляются другие возможности.
Пелагея уже меньше привязана к земле, чем Милентьевна,
но она еще не могла оторваться от нее, да ей это было и не нужно. Алька же
сызмала не тяготела к деревенской работе и потому спокойно покидает деревню.
Трилогия интересна для читателя не только главными
героинями, но и второстепенными, но не менее яркими. С какой живостью,
например, выписаны образы Мани-болыпой и Мани-маленькой — двух
подружек-пенсионерок — или тетки Анисьи.
Читая повести Федора Абрамова, живо представляешь
картины деревенской жизни, взаимоотношения между людьми.
Трилогия Федора Абрамова мне очень понравилась.
Написана она ярким, живым и в то же время простым языком. Несмотря на внешнюю
простоту повестей, в них очень глубоко показана многострадальная судьба русской
женщины.
Повести эти не только о деревне. Они о человеке,
который в любых обстоятельствах должен оставаться человеком.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/