«Судьба
человека» Шолохова – это повесть, и автор не случайно выбрал именно этот жанр.
В произведении как таковом нет действия динамического. Все действие – это
рассказ Соколова о своей судьбе, неторопливое повествование о страшных
событиях, исковеркавших его жизнь, но и о счастье, которое досталось ему
взамен. Сначала повествование начинается от третьего лица, но затем плавно
перетекает в рассказ Соколова. Мы как бы видим войну его глазами, глазами
простого солдата, бывшего в плену и совершившего немало подвигов, хотя и
незаметных в масштабе всей войны. Даже название повести «Судьба человека»
говорит само за себя. Здесь нет описания войн и баталий, героической обороны и
прочего. Шолохов пытается показать читателю, что война, да и вся жизнь в целом,
состоят из множества жизней и судеб простых людей, из их маленьких трагедий,
разочарований и радостей.
Круг
проблем, очерченных в повести, достаточно широк. Это и подвиги, которые
совершали русские люди не только в пылу сражений, но и в плену. Вспомним, как
спас Соколов коммуниста, которого хотел выдать его же товарищ. Отсюда возникает
еще одна проблема: разрешено ли такое убийство в военных условиях, когда никто
не накажет, и никто не похвалит, когда «своя рубашка ближе к телу», и когда
этих подвигов никто не требует? Вспомним, и как наш герой привез «своего» немца
к русским, невзирая на град пуль, «поливавших» его с обеих сторон. Есть и еще
одна проблема, заявленная в повести – это самоопределение людей, прошедших
войну и потерявших своих близких. Суть вопроса такова: как жить дальше, если
родные погибли и если дом твой разрушен? «Дальше получил я от полковника
месячный отпуск, через неделю был в Воронеже. Пешком дотопал до места, где
когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по
пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток! Постоял,
поскорбел душою и опять пошел на вокзал. И часу оставаться там не мог, в этот
же день уехал обратно в дивизию». И не может сидеть на одном месте Соколов,
потому что всюду ищет свой потерянный дом, и в конце все же находит его. Мы,
читатели, понимаем, что дом его теперь там, где его «новый» сынок Ванюшка. И
еще одну проблему видим мы в произведении. Тяжело восстанавливать свои силы
после войны, но и тяжело жить на свете с огромной раной на сердце, когда видел
на своем веку столько смертей, прошел через столько унижений, выжил в плену. И
случай с коровой, которую «задавил» Соколов тому поттверждение. Какое отношение
мы видим к человеку, прошедшему всю войну, к герою? У него просто отбирают
водительскую книжку, и он вынужден пешком идти в другой город, чтобы с великими
усилиями восстановить свое «шоферство». Воздаяние за поступки – вот лейтмотив
всей повести. Соколов может реабилитироваться за счет такого же несчастного
ребенка, и поэтому вместе им хорошо: «Два осиротевших человека, две песчинки,
заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их
впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой
воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, ко торый, повзрослев,
сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его
Родина».
В
заключении можно отметить, что проблематика повести действительно позволяет
задуматься о многом, переосмыслить в очередной раз то, что оставила после себя
война. Произведение было написано в 1956-1957 гг., но актуальность его не
потерялась до сих пор. Читается оно легко и просто, видимо, благодаря тому
особому колориту, которой придает ему безыскусная речь Андрея Соколва, так, что
кажется даже, что он беседует с читателем один на один. В повести много юмора,
что тоже не случайно, ибо в отсутствии его вряд ли мы бы получили такую яркую
картину жизни, где даже в самых тяжелых ситуациях уместен негромкий, искренний
смех, дающий надежду и воскрешающий разум.
Список
литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/