Рецензия на повесть В.Г. Распутина "Последний срок"
Рецензия на повесть В.Г. Распутина "Последний срок"
Рецензия на
повесть В.Г. Распутина "Последний срок"
Одним из
известнейших современных русских писателей является Валентин Распутин. Я
прочитала много его произведений, и они привлекли меня своей простотой и
искренностью.
По-моему, среди
определяющих жизненных впечатлений Распутина одно из самых сильных было
впечатление от простых сибирских женщин, особенно старух. В них привлекало
многое: спокойная сила характера и внутреннее достоинство, самоотверженность в
нелегком деревенском труде и способность понимать и прощать других.
Такова Анна в
повести "Последний срок". Ситуация в повести задается сразу: умирает
восьмидесятилетняя старуха. Как мне показалось, жизнь, вводимая Распутиным в
его повестях, всегда берется в моменте прерыва своего естественного течения,
когда вдруг с неизбежностью нависает большая беда. Кажется, как будто дух
смерти витает над распутинскими героями. Практически только о смерти думает
старая тофаларка из рассказа "И десять могил в тайге". Готова к
свиданию со смертью тетка Наталья в повести "Деньги для Марии".
Умирает на руках у друзей юный Лешка ("Я забыл спросить у Лешки...").
Случайно гибнет от старой мины мальчишка ("Там, на краю оврага").
Анна же в
повести "Последний срок" не боится умереть, она готова к этому
последнему шагу, ибо уже устала, чувствует, что "изжилась до самого
донышка, выкипела до последней капельки". Вся жизнь бегом, на ногах, в
труде, заботах: ребятишки, дом, огород, поле, колхоз... И вот пришло время, когда
сил совсем не осталось, разве что попрощаться с детьми. Анна не представляла
себе, как это она может уйти навсегда, не увидев их, не услышав напоследок
родных голосов. "За свою жизнь старуха рожала много, но теперь в живых у
нее осталось только пятеро. Получилось так оттого, что сначала к ним в семью,
как хорек в курятник, повадилась ходить смерть, потом началась война".
Разъехались, разбрелись дети, были чужие, и только близкая смерть матери
заставляет их собраться вместе после долгой разлуки.
Перед лицом
смерти раскрывается не только душевная глубина простой русской крестьянки, но и
в обнажающем свете предстают перед нами лица и характеры ее детей.
Меня восхищает
характер Анны. По моему мнению, в ней сохранились незыблемые основы правды и
совести. В душе неграмотной старухи звучит больше струн, чем в душе ее
городских, повидавших мир детей. Есть и такие герои у Распутина, у которых,
может, и немного в душе этих струн, но они звучат сильно и чисто (например,
старуха тофаларка из рассказа "Человек с этого света"). Анна и,
пожалуй, в еще большей степени Дарья из повести "Деньги для Марии" по
богатству и чуткости духовной жизни, по уму и знанию человека могут выдержать
сравнение со многими героями мировой и русской литературы.
Взглянуть со
стороны: доживает свой век бесполезная старуха, уже почти не встает последние
годы, зачем ей и жить-то дальше? Но писатель так нам описывает ее, что мы
видим, как в эти последние, вроде совсем никчемные ее годы, месяцы, дни, часы,
минуты в ней идет напряженная духовная работа. Ее глазами мы видим и оцениваем
ее детей. Это любящие и жалеющие глаза, но они точно подмечают суть изменений.
Ярче всего смена лица видна в облике старшего сына Ильи: "Рядом с голой
головой его лицо казалось неправдашним, нарисованным, будто свое Илья продал
или проиграл в карты чужому человеку. И весь он изменился, побойчел..." В
нем мать то находит знакомые ей черты, то теряет.
А вот средняя
дочь Люся стала "городская вся, с ног до головы, она и родилась-то от
старухи, а не от какой-нибудь городской, наверно, по ошибке, но потом все равно
свое нашла". Она уже, как мне кажется, вся переродилась до последней
клеточки, как будто и не было у нее ни детства, ни юности деревенских. Ее
коробят манеры и язык деревенский сестры Варвары и брата Михаила, их неделикатность.
Мне вспоминается одна сцена, когда Люся собралась прогуляться для здоровья на
свежем воздухе. Перед ее глазами предстала картина некогда родных мест, больно
поразившая женщину: перед ней расстилалась "заброшенная, запущенная
земля", все, что некогда было ухожено, приведено в целесообразный порядок
любовным трудом человеческих рук, теперь "сходилось в одном чужом широком
запустенье". Люся понимает, что "изводило ее какой-то молчаливой
давней виной, за которую придется держать ответ. Вот ее вина: она все бывшее с
ней здесь начисто забыла. Ведь дано ей было знать и радостное растворение в
родной природе, и ежедневный пример матери, ощущавшей глубокое родство со всем
живущим (недаром Люсе вспомнился случай, когда мать ласково, как родного
человека, подняла безнадежно завалившегося за пахотой, изможденного вконец коня
Игреньку), вспомнила она и страшные последствия всенародных трагедий: раскола,
борьбы, войны (эпизод с загнанным, озверевшим бандеровцем).
Из всех детей
Анны мне больше всего понравился Михаил. Он остался в деревне, у него и
доживает свой век Анна. Михаил проще, грубее ее городских детей, на него больше
шишек с претензиями и сыплется, но на самом деле он сердечнее и глубже
остальных, не то что Илья, тот веселым колобочком катится по жизни, стараясь не
задевать ни о какие углы.
Великолепны в
повести две главы о том, как, купив два ящика водки на предполагаемые поминки,
братья на радостях, что мать вдруг чудом от смерти отошла, начали их распивать
сначала одни, а потом с дружком Степаном. Водка подобна одушевленному существу,
и, как со злым, капризным властелином, с ней надо уметь обращаться с
наименьшими для себя потерями: "ее надо на испуг брать",
"...один не уважаю ее пить. Она тогда, холера, злее". Высшим моментом
в жизни многих, прежде всего мужчин, увы, стала выпивка. За всеми колоритными
сценами, за плутовскими рассказами пьяниц (тут эта история Степана, который
тещу вокруг пальца обвел, пробрался в подпол за самогоном), за комичными
разговорами (скажем, о разнице между бабой и женщиной) встает настоящее
общественное, народное зло. О причинах пьянства Михаил говорил: "Жизнь
теперь совсем другая, все, почитай, переменилось, а они, эти изменения, у
человека добавки потребовали... Организм отдыха потребовал. Это не я пью, это
он пьет".
Давайте же
возвратимся к главной героине повести. По моему мнению, старуха Анна воплотила
в себе все лучшие стороны исконно сибирского характера и по упорству исполнения
будничного дела, по "твердости и гордости". В последних главах
повести Распутин полностью сосредоточивается на своей главной героине и
финальном отрезке ее жизни. Здесь писатель нас вводит в самую глубь
материнского чувства к последнему, самому любимому и близкому ей ребенку,
дочери Таньчоре. Старуха ждет приезда дочери, но та, к сожалению, не приехала,
и тогда "в старухе вдруг что-то оборвалось, что-то с коротким стоном
лопнуло". Из всех детей снова только Михаил оказался в состоянии понять
происходящее с матерью, и он снова взял на свою душу грех. "Не приедет
Ваша Таньчора, и нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтоб не
приезжала", - пересиливая себя, ставит он точку. Мне кажется, что этот акт
его жестокого милосердия стоит сотен ненужных слов.
Под прессом
всех несчастий Анна взмолилась: "Господи, отпусти меня, я пойду. Пошли к
мине смерть мою, я готовая". Свою смерть, "матушку-смертыньку",
она представляла такой же древней, изможденной старухой. Собственный уход в
"дальнюю сторонушку" распутинская героиня провидит с удивительной
поэтической отчетливостью, во всех его стадиях и деталях.
Уходя, Анна
вспоминает своих детей в те моменты, когда те выразили в себе все лучшее:
молодой Илья очень серьезно, с верой принимает материнское благословение перед
уходом на фронт; Варвара, выросшая такой плаксивой, несчастной бабой, видится в
раннем детстве роющей ямку в земле просто так посмотреть, а что в ней есть,
"отыскивая то, что никто еще в ней не знает", Люся отчаянно, всем
существом рвется с уходящего парохода навстречу матери, покидаемому дому;
Михаил, ошеломленный рождением своего первенца, вдруг пронзается пониманием
неразрываемой цепи поколений, в которой он накинул "новое кольцо". И
себя Анна вспомнила в самый дивный момент своей жизни: "Она не старуха -
нет, она еще в девках, и все вокруг нее молодо, ярко, красиво. Она бредет вдоль
берега по теплой, парной после дождя реке... И до того хорошо, счастливо ей
жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться
среди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее
o кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди".
Когда Анна
умирает, то дети буквально покидают ее. Варвара, сославшись на то, что ребят
оставила одних, уезжает, а Люся и Илья и вовсе не поясняют причин своего
бегства. Когда мать просит их остаться, то ее последняя просьба осталась неуслышанной.
По-моему, это даром не пройдет ни Варваре, ни Илье, ни Люсе. Мне кажется, это
был для них последний из последних сроков. Увы..."Ночью старуха
умерла".
Благодаря
произведениям Распутина, я смогла найти ответы на многие вопросы. Этот писатель
остался в моем представлении одним из лучших, ведущих современных прозаиков.
Пожалуйста, не пройдите мимо его книг, снимите с полки, спросите в библиотеке и
читайте медленно, не торопясь, с раздумьями.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/