В одном из
журналов была опубликована повесть Быкова "Карьер". И вновь о войне,
о многострадальной земле Белоруссии, о трагических испытаниях, которые выдерживают
или не выдерживают люди, оказавшиеся в ситуации, где возможность выбора
ограничена гибелью или отступничеством, равносильным предательству.
Лето и осень
1941 года. Первые недели и месяцы войны, обернувшиеся для сражающейся армии и
для населения западных районов страны тяжкой, такой неожиданной и до конца не
объяснимой бедой, маленький пристанционный поселок, накрытый беспросветным
пологом фашистской оккупации, первые массовые "акции" против
беззащитных, растерянных мирных жителей и первые, еще не очень умелые шаги
сопротивления захватчикам, каждый из которых оплачивается кровью. И наконец,
взгляд на то, что когда-то произошло в этих краях из нашего "мирного
далека", взгляд, упирающийся в конце концов в обелиск со скорбным списком
погибших и в обрыв карьера, где когда-то расстреливали подпольщиков...
Если вот так
обнажить канву повести "Карьер", то может поначалу показаться, что
все это узнаваемо и прежде всего по предыдущим произведениям белорусского
писателя. Но более вчитываешься в страницы повести, тем более ощущаешь ее
новизну, принципиальную значимость для В. Быкова, ее прочные внутренние связи с
новыми произведениями о наших днях Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Белова и В.
Распутина. Да и у самого Быкова современность никогда ранее так властно не врывалась
в повествование о прошлом, никогда рассказу о наших днях не отводилось столько
места в традиционном для писателя военном сюжете.И дело не только в композиции
повести. Именно современность становится здесь той нравственной точкой отсчета,
от которой люди, пережившие военное лихолетье, вглядываются в свое и чужое
прошлое, судят и себя и тех, кто остался в этом прошлом навсегда.
А что же ищет в
старом карьере этот немолодой уже человек, вдовец и пенсионер, негромко, но, по
всей видимости, достойно проживший жизнь? Может, им движет лишь ностальгия по
ушедшей молодости? В повести В. Быкова есть и этот мотив. Вся она пронизана
щемящим чувством ускользающей памяти о такой, казалось бы, недавней, но и такой
далекой от текущих дел и событий ушедшей жизни. Сорок лет! Для истории срок
невелик. А для людей? Совсем крохотная деталь в начале повести преисполнена
глубокого смысла. Менялось название улицы, менялись хозяева дома, теперь совсем
заброшенного, умирающего, а когда-то давшего приют раненому Агееву. И вот уже
только совсем "глубокий старик в истоптанных валенках на тощих
ногах", "постоянно находящийся во власти старческих дум", может
хоть что-то сказать о Варваре Барановской, передавшей тогда молоденькому
командиру Красной Армии самое дорогое, что у нее было, - не просто документы,
память о своем погибшем сыне...
Пожалуй,
впервые не только у В. Быкова, но и во всей нашей военной прозе так замедленно
подробно и впечатляюще рассказано об операции, проведенной без какого-либо
обезболивания в экстремальных условиях, об адской боли, которая обрушивается на
человека, когда у него, предварительно сделав разрез, вытаскивают осколок,
застрявший совсем рядом с бедренной костью. И как боятся солдаты ранения в
живот, обрекающего человека на почти верную и мучительную смерть. И то чувство
полной опустошенности, охватывающее человека перед казнью, когда все уже
изболелось и отболело и держится лишь сознание, что "вся жизнь прожита без
остатка и прожита не так, как хотелось, - в беспорядке, не в ладах с совестью,
с ошибками и неудачами".
Говоря о
судьбах людей в бесчеловечных, противоестественных по самой сути ситуациях, в
которые ставит их война, писатель идет порой, по его же собственным словам, на
"упрощение и заострение отдельных характеров и положений", но они,
заметим от себя, отнюдь не превращаются в результате подобного заострения в
схемы. Возможно, что автор "Карьера" в данном случае не ставил себе
цели прямой художественной полемики, но перед нами еще один принципиальный
взгляд этих прерывистых юношей сорок первого с его нетерпеливостью и
максимализмом требований к себе и другим, с отчаянной храбростью вступающих в
схватку с врагом и почти неизбежно гибнущих в первых же столкновениях.Как же
разобраться Агееву в своих жизненных трудностях? Такому твердому человеку в своих
убеждениях, старающемуся быть абсолютно честным перед самим собой, молодому
человеку с весьма ограниченными знаниями и кругозором?
Еще более
сложным оказался вопрос об истории Белоруссии, о народных традициях, о чем с
Агеевым впервые заговорил Ковешко. И как-то неожиданно открылось, что об одном
и том же почти теми же словами мог говорить искренний патриот - отец Марии и
прибывший вместе с фашистами агент СД.Доверие. Необходимая в тех условиях
настороженность. Прямая подозрительность. Человеческое участие. Равнодушие и
бездушие. Все вырастает в проблемы, над которыми ранее Агеев как-то не
задумывался, а вот война поставила их перед ним обнаженно.
Так же и вопрос
о соотношении цели и средств, ведущих к ее осуществлению в условиях, где каждый
шаг может быть оплачен слишком дорогой ценой. Нельзя сказать, что Агеев
рассчитывает эти шаги и при этом прячется сознательно за чью-то спину. Он упрям
и способен к бескомпромиссной оценке мотивов своих поступков. Но все-таки:
каков же конечный результат? И все, что происходит потом: его стойкость на
допросе, его холодное презренье к полицаям, Ковешко и немецкому офицеру,
пришедшему поговорить со странным русским офицером, - не может отменить в нем
самом чувства вины, остро ощущаемой даже в момент казни.
Выше уже шла речь
о том, что повесть В. Быкова построена так, что сцены из сегодняшней жизни,
переплетаясь со сценами военными, занимают в ней, пожалуй, не меньшее место. И
пусть ограничен кругозор постаревшего Агеева, все же ему с опытом прожитой
жизни многое видать.Счет, принимаемый безоговорочно человеком честным, трудно,
но достойно прожившим всю отпущенную ему волей жизнь. И хотя прибывшие на
карьер бульдозеры оставляют ему крохотную надежду на то, что Марию, может быть,
миновала их общая участь, раскоп собственной памяти и совести, который Агеев
вел, два долгих летних месяца работая в карьере, закончен.
Пессимистичен
ли финал повести? Думается, нет. Ибо он пронизан верой автора в лучшее в
человеке, и эту веру нам необходимо передавать из поколения в поколение.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/