Рецензия на повесть Ф. А. Абрамова «Поездка в прошлое»
Рецензия на повесть Ф. А. Абрамова «Поездка в прошлое»
Рецензия
на повесть Ф. А. Абрамова «Поездка в прошлое»
Федор Абрамов — широко известный в нашей стране
писатель и критик. В 1993 году вышло полное собрание сочинений писателя
впервые, уже после смерти Федора Абрамова. До этого до читателя доходили лишь
редкие издания в журналах и “истерзанные” цензорами сборники, каждый из которых
автору приходилось буквально пробивать в печать месяцами, а иногда и годами.
Федор Абрамов красочно рисует дела и судьбы людей русской
деревни во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Тема
коллективизации, уничтожения крестьянства — основы русской духовной культуры —
звучит у писателя в большинстве его произведений. Особенно близок Абрамову
Русский Север — родина писателя. Там он начал свою трудовую судьбу, которая
вобрала трагедийный опыт деревенского подростка, испытавшего беды
коллективизации и полуголодного существования 1930-х годов, ранний опыт
безотцовщины и братской взаимопомощи, опыт ополченца-фронтовика, а затем — опыт
человека, воочию, на своих земляках, на семье брата, столкнувшегося с
послевоенным лихолетьем, с бесправным положением крестьянина, лишенного даже
паспорта, почти ничего не получающего на трудодни и платившего налог за то,
чего у него не было. Поэтому Абрамов пришел в литературу с огромным жизненным
опытом, с убеждениями заступника народного. В первом романе “Братья и сестры”
мощно зазвучала живая многоголосая народная речь, усвоенная писателем с детства
и всегда питавшая его книги. Романы “Братья и сестры”, “Две зимы и три лета”,
“Пути-перепутья” и “Дом” составляют тетралогию “Братья и сестры”. Объединенные
общими героями и местом действия (северное село Пе-кашино), эти книги
повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства начиная с
военного 1942 года. За это время состарилось одно поколение, возмужало второе и
подросло третье. И сам автор обретал мудрость со своими героями, ставил все
более сложные проблемы, вдумывался и вглядывался в судьбы страны, России и
человека. В пору работы над романами создавались и лучшие повести и рассказы
писателя: “Деревянные кони”, “Пелагея”, “Алька”, “Поездка в прошлое”,
“Старухи”, “О чем плачут лошади”.
В 1974 году было закончено одно из самых ярких и
значительных произведений Абрамова — повесть “Поездка в прошлое”. Она не
увидела свет при жизни автора, ее издали лишь в 1989 году, спустя пятнадцать
лет. Эта повесть, на мой взгляд, превосходит остальные по емкости и
лаконичности, по глубине социального анализа и остроте конфликта. Абрамов сосредоточил
внимание в повести не на событиях, а на сознании и психологии людей, на самых
губительных последствиях политики партии в двадцатые и тридцатые годы, которые
проникли в души людей, в характеры, жизненные ориентации. В повести затронуты
те сложнейшие политические, социально-исторические и философские проблемы, о
которых в полный голос заговорили совсем недавно и которые до сих пор ждут
настоящего осмысления: трагедия коллективизации и раскулачивания,
противостояния фанатиков революционеров и подлинных гуманистов, хранителей
общечеловеческих ценностей, прозрение и истоки трагедии людей, сломанных
страшным прессингом советской идеологии, давлением на людей в течение долгих
десятилетий. В центре повести лежит история жизни Микши Кобылина — сельского
конюха, алкоголика. Микша — жертва своего прошлого. Он всю жизнь верил в то,
что его дядья — революционеры-коллективизаторы — честные, благородные, отважные
люди, которые заботились об общем благе. Прозрение оказалось для него столь
страшным, что убило его изнутри. “Мефодий Кобылий, хоть и дядя тебе родной, а
собака был человек. Сколько его на свете нету? Двадцать лет, а может, больше, а
люди и теперь еще из-за него плачут. В кажинной деревне безвинных людей
сказнил, а в нашей волости зараз десять мужиков”, — рассказывала старая
Федосеевна Микше. Миф о трагической гибели дяди Александра действительно
оказался лишь мифом: “А на самом деле пьяный дядя изнасиловал беззащитную
пятнадцатилетнюю девчонку, которая убирала комендатуру, а брат этой девчонки —
четырнадцатилетний пацан — убил дядю...” А Микша верил в то, что рассказывали в
областном музее: он отрекся от родного отца, чтобы “показать революционный
пример”, он отказался от отцовской фамилии. Микша узнает, что его отец был
честным и трудолюбивым человеком, но уже было поздно чего-либо исправлять.
Сцены раскулачивания, жизни “лишенцев” или сосланных
на Север крестьян отражают реальные события тех лет: “У нас в деревне стали
колхоз делать — караул кричи. Три хозяйства по плану распотрошить надо, а где
их взять?” “А в этом самом тридцатом году что тут делалось... По два, по три
мертвяка за утро вытаскивали. Из раскулаченных. С южных районов которые к нам,
на Север, были высланы. Жуть сколько их в нашей деревне было! Все лето баржами
возили”. Эти сцены говорят сами за себя. Расстрелы, убийства, полное разрушение
деревенского быта, реки крови и страданий...
“Раскулачивали наиболее расторопных,
хозяйственно-инициативных мужиков. Построил мельницу, завел смолокурню,
маслобойку выписал — враг. Враг каждый, кто проявлял хоть какую-нибудь
инициативу. Желанный, идеальный гражданин — лодырь, бездельник”, — писал автор
о проблеме раскулачивания.
Глубина проблематики в книгах Абрамова связана с
достоверным знанием жизни русской деревни, души и характера крестьянства,
пониманием его трагедии в советское время.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/