Русская
литература всегда считала одной из своих важнейших задач отражение тех
изменений и проблем, которые наблюдались в обществе. Развитие литературы всегда
шло параллельно с развитием общественной мысли. Более того, крупнейшие русские
писатели сами формировали эту мысль, поскольку высказывали свое представление
об идеале и отношение к существующим в обществе философским и социальным
течениям.
Шестидесятые
годы прошлого столетия — эпоха невиданной прежде активизации политической и
идейной борьбы, ставшей в то время не только основой, но и сюжетом, а нередко и
центральной ситуацией художественных произведений. В связи с этим в литературе
возрастает стремление найти в жизни то идеальное начало, которое могло бы
организовать устремления общественной мысли. Именно на воплощении идеалов таких
крупнейших писателей XIX века, как Чернышевский, Толстой и Достоевский, я и
хотел бы остановиться подробнее.
Реалистический
роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован автором на
традицию мировой утопической литературы. Он содержит наиболее полное и
всестороннее изложение социалистических идеалов Чернышевского. Создание утопии
было продиктовано стремлением автора внушить читателю возможность и
необходимость приложения теоретической идеи к действительности. Герои
произведения не только осмыслили представления об идеале, но и воплотили его в
своей жизни. Более того — они помогают другим людям жить в соответствии с
представлениями о лучшем будущем. Роман популяризировал идею социализма,
доказывал ее разумность, ее соответствие потребностям и устремлениям
человечества. Но что более важно, социализм на страницах романа представал в
качестве уже возникшего и нарастающего процесса переустройства общества. “Новые
люди” активно преодолевают пути политической борьбы и изменения идеологии
человека. В романе дан образ и необыкновенного человека Рахметова, который
живет не личным, а общечеловеческим, отказываясь от всего ради служения идее
революции.
Иначе решает
проблему идеала в своем творчестве Ф. М. Достоевский. Представления об идеале у
него связаны не с идеальным обществом, а с идеальным человеком, поскольку в
каждой личности он видит отражение бытия всего человечества. Не отвергал такого
взгляда и Чернышевский, поскольку его “новые люди” также являются носителями
особого идейно-нравственного комплекса, присущего революционерам, и вносят в
жестокую жизнь отношения братства, веру в гуманную природу человека, уважение к
личности. Но Достоевский активно не приемлет идейную позицию революционной
демократии, и “положительно прекрасным” человеком в его творчестве становится
герой романа “Идиот” князь Мышкин. Задача героя — нести доброту в мир, но общее
настроение произведения трагично. Жизни присущи тьма и безысходность, эгоизм и
равнодушие. В романе побеждает мрак, идиллия возникает лишь на время в душе
героя, но вокруг Мышкина возникает своеобразный духовный оазис, и чем страшнее
жизнь, тем ярче разгорается в герое факел жертвенной любви к людям.
“Князь-Христос” поднимается над обыденным и становится представлением
высочайшего в человеке. Как и Чернышевский, Достоевский верил в конечную победу
добра, и изображение трагических судеб прекрасного в современном мире и
реальной возможности воплощения в отдельной личности всей полноты нравственных
достоинств человека было для Достоевского средством выражения его веры в
будущее человечества.
Своего рода
представление об идеале дает читателям и Толстой в романе “Война и мир”.
Идеальный аспект присущ характерам Пьера и Андрея, идеальна их дружба и любовь
Пьера к Наташе Ростовой, героине, которая воплощает в романе начало
женственности. Согласно исторической концепции писателя, за разрушительными
столкновениями народов должен наступить период восстановления сил нации, когда
человек, обретший представление о путях стремления к личному счастью и единения
с народом, будет создавать идеальные семьи (семья Пьера и Наташи в эпилоге
романа) и приобщится к общенародной жизни (путь Пьера к декабризму). Идеальные
представления Толстого о личности и ее роли в обществе вообще связаны именно с
идеей слияния человека с патриархальным крестьянством, с умением “сопрягать в
душе своей значение всего...”. Таким образом, появление Пьера в романе
позволило Толстому воплотить идеал эпохи в образе реального,
неидеализированного героя, показанного во всей полноте жизненных противоречий.
Ряд черт роднит этого героя с князем Мышкиным. Оба они отличаются добротой и непрактичностью,
душевной чуткостью и верностью нравственным инстинктам. Но если Достоевский
сближает своего героя с типом “маленького человека”! то Толстой, напротив,
наделяет героя чертами, свойственными патриархальным крестьянам. В этом также
проявляется отражение идеалов Толстого. Русское патриархальное крестьянство, по
мнению автора, несет в себе огромный этический заряд. Создавая образ Платона
Каратаева, Толстой подчеркивает в нем идеальные черты, сформированные под
воздействием патриархального и христианского начала русского народа. Смысл же
исторического развития нации, по Толстому, заключается в сближении людей с
народом, ибо это — путь к гармонии личности.
Итак, как мы
видим, три величайших писателя XIX века, Чернышевский, Достоевский и Толстой,
представляли идеального человека и идеальное общество по-разному, видели
различные пути достижения общественного идеала. Но объединяет всех этих
мыслителей одно: все они стремились к тому, чтобы в жизни было место счастью
человека, то есть к тому, чего они не видели в современном им обществе.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/