Одним из наиболее видных учёных, продолжавших работу по
проблемам ''Курса'' был специалист по общему и романскому языкознанию датчанин
Вигго Брёндаль. К 1939 году структурализм занял прочные позиции в мировом
языкознании, и стали достаточно ясны его основные черты, противостоящие
лингвистике предшествующей эпохи – младограмматизму. Статья Брёндаля ''Структуральная
лингвистика'' интересна чётким суммированием основных черт и подходов в
изучении языка.
Во-первых, автор замечает исторический характер науки 19 в., и
историческую необходимость появления идей Соссюра, в особенности понятий
синхронии и структуры. Он выделяет внутри синхронии ещё два элемента –
статический и динамический. Однако возможно и другое понимание синхронии,
согласно двоякому взгляду Соссюра на эту проблему – выделение ахронии и
панхронии – факторы общечеловеческие, стойко действующие на протяжении истории
и дающие о себе знать в строе языка.
Во-вторых, наука 19 в. была чисто позитивистской. Учёные
интересовались только фактами, даже мельчайшими, забыв про теоретический
подход. В 20 в. структурализм включает в себя понятие структуры, избегая трудностей
узкого позитивизма. Брёндаль приходит к выводу, что каждая наука должна
обладать структурой и быть системной.
В-третьих, наука 19 в. законополагающая. Закон занимает в ней
центральное место, он имеет абсолютный характер – не имеет исключений и содержит
истинные законы лингвистики, непосредственно отображает действительность. В
лингвистике 20 в. стараются не приписывать такую значимость отдельным законам:
''Изолированный закон имеет только относительную и предварительную ценность.
Закон, даже общий, не что иное как средство для понимания, для объяснения
изучаемого предмета.'' Центральное место занимает модель, которая как=то
отражает действительность, но не столь непосредственно, как полагали
младограмматики.
В-четвёртых, позитивистская лингвистика считала, что
''единственно ценным методом является метод индукции. ''Опыт и экспериментирование покоятся на гипотезах, на начатках
анализа, абстракции и обобщения, следовательно, индукция есть не то иное, как
замаскированная дедукция''. Наука 20 века это доказала и основывается на
дедукции.
В-пятых, во многом под влиянием общенаучной парадигмы своего
времени лингвистика 19 в. считала, что ''всякий язык постоянно изменяется,
эволюционирует'', изменения в языке рассматривались как непрерывные.
Лингвистика 20 в. учитывает прерывистые изменения и резкие скачки из одного
состояния в другое. Сравнивая две научные парадигмы в языкознании, Брёндаль
отдаёт предпочтение новой, позволяющей более правильно и адекватно понимать
природу языка.
Алан Гардинер (1879-1963). Английский учёный-египтолог, также
занимавшийся работами Соссюра. Он уточняет и делает точку зрения своего
предшественника более последовательной. Он не считал, что язык это система
чистых отношений; что противопоставление индивидуального и коллективного
основополагающее, так как язык может быть и тем, и другим. Гардинер
соглашается, что язык – это объективная реальность, хранящаяся в мозгу: ''…
язык-собрание лингвистических привычек''. Противопоставленная языку речь –
обыкновенный текст. Язык содержится в речи и может быть вычленен из неё. Речь –
кратковременная, исторически неповторимая деятельность, использующая слова.
Гардинер считал предложения сами по себе относящимися к речи. К языку относятся
слова, из которых состоят предложения и ''общие схемы, лингвистические
модели''. Гардинер признаёт принадлежность языку таких комбинаций слов,
''которые язык так тесно сплотил вместе, что невозможны никакие варианты их'',
- то есть фразеологизмов. Однако, согласно психологическим основам
лингвистических традиций, именно слова, их устойчивые сочетания и модели
предложений хранятся в мозгу, а предложения каждый раз создаются заново.
Идеи Гардинера оказали влияние на ряд языковедов, на Брёнделя
и Карла Бюлера, немецкого психолога и лингвиста. Его наиболее известная работа называлась ''Теория языка''. В книге
учёный пытался рассмотреть очень широкий круг вопросов, но не создал
собственной теории. Например, говоря о принципах науки о языке, Бюлер высказал
лишь некоторые элементы теории, однако, несомненно важные. Испытав влияние
Соссюра, он стремился уточнить и сделать более последовательными идеи
известного швейцарца.
В основу его идей Бюлер положил аксиоматический метод, который
он позаимствовал у математика Д. Гильберта. Бюлер впервые применил его к
лингвистике. Бюлер выдвигает 4 аксиомы. 2 из них основываются на мыслях его
предшественников, а другие 2 представляют собой оригинальный подход к наследию
Соссюра.
- Первая аксиома. Предлагается ''модель языка как органона
(собрание правил или принципов научного исследования)''. Бюлер понимает язык
как нечто находящееся в центре условного пространства, а с трёх сторон от него
находятся: предметы и ситуации; отправитель; получатель. Следовательно, имеется
3 смысловых отношения: репрезентация, экспрессия, апелляция. Сложный языковой
знак обладает 3 семантическими функциями: символ в силу своей соотнесённости с
предметом и положением дел; симптом в силу своей зависимости от отправителя,
внутреннее состояние которое он выражает; сигнал в силу своего обращения к
слушателю, чьим поведением или внутренним состоянием он управляет.
Репрезентация, экспрессия, апелляция – семантические понятия. Разные знаки
нацелены на разные функции: в научных текстах – на репрезентацию, в командах –
на апелляцию и т.д. Но в каждом знаке можно выделить все три функции. Это
разграничение функций и типов знаков стало наиболее известным пунктом концепции
Бюлера – раньше знак имел только репрезентативную функцию. Выделение двух
других в качестве равноправных повлияло на изучение модальных элементов языка,
форм обращения к собеседнику…
- Вторая аксиома
говорит о знаковой природе языка.
- Третья аксиома связана с кругом вопросов, касающихся
выделения языка и речи. Концепцию Соссюра, которая противопоставляла язык и
речь Бюлер считал недостаточной, предлагая выделять четыре понятия: речевое
действие, языковое произведение, речевой акт и речевую структуру. Эти понятия
противопоставлены по 2 признакам: речевое действие и речевой акт соотнесены с
субъектом, языковое произведение и структура отвлечены от него; формализация:
речевое действие и языковое произведение находятся на низшей ступени
формализации, речевой акт и языковая структура – на высшей.
- Четвёртая аксиома выделяет 2 основные единицы языка, не
совпадающие по свойствам: слово и предложение. И, соответственно, 2 типа
языковых структур.
Основная мысль книги такова – языковая структура в наибольшей
степени соответствует языку в соссюровском смысле. Всё то, что имеют в виду
говоря о речи, соотносится с речевыми действиями. Но те же речевые действия, взятые
в отвлечении от условий произнесения и личности говорящего, относятся к
языковым произведениям. Непонятно, что подразумевается под термином ''речевой
акт'', но видимо автор хотел выразить уточнение значения той или иной языковой
единицы в результате его соотнесения с действительностью. Обобщённое значение
знака, не зависящее от контекста, относится к языковой структуре, а точнее – к
речевому акту.
Книга Бюлера, из-за пересечения проблем лингвистики,
философии, психологии, оказала влияние
как на философов, так и на лингвистов.
Роман Якобсон говорил, что эта книга, пожалуй, самый ценный вклад психологии в
лингвистику. Однако, по ряду причин, она оставалась в тени, в основном из-за
невостребованности изложенных в книге идей в то время.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru