Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова
Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова
Размышления
о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова
Глубокая любовь
к почве звучит в произведениях
Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь... Одинаково любит он эту почву и тогда, когда говорит о ней с искренним
лиризмом, и тогда, когда рисует мрачные
или грустные картины.
А Григорьев
Некрасов
смотрел на мир глазами народа. В стихотворении “Родина” он не может найти
ничего положительного в крестьянской жизни из-за “глухого и вечного гула
подавленных страданий”:
И с отвращением
кругом кидая взор,
С отрадой вижу
я, что срублен темный бор —
В томящий
летний зной защита и прохлада.
Поэт понимает,
что народ сам не может выбрать правильный путь борьбы за счастье и
справедливость. В своих произведениях он хочет указать на все тяготы,
несправедливость быта, жизни, направить развитие мысли народной в верное русло.
И для того чтобы донести до народа свои мысли, Некрасов обращается к лирической
форме. В стихотворении “В дороге” он опирается на собственную основу,
немыслимую для поэтического произведения, показывает характерную крестьянскую
речь: “слышь ты”; “зна-мо-де”; “девка”... Некрасов рисует всю убогость, серость
и душевную неразвитость русского крестьянина. Он настолько привык жить в
рабстве, постоянном угнетении, что даже не помышляет о возможности другой
жизни. Идея этого стихотворения: всевластие, произвол дворянства, как в добре,
так и в зле. Но трагедия народа не только в этом непонимании.
В стихотворении
“Забытая деревня” поэт говорит о том механизме, который работает и без
помещика. Этот механизм заложен системой деспотизма, и поэтому у крестьян
складывается ложное восприятие жизни. В менталитете русского народа закреплено
понятие преданной веры в кого-нибудь. Русский крестьянин должен на кого-то
опираться, должен во что-то и в кого-то верить, и поэтому жизнь от рождения до
смерти, проведенная в рабском, изнуряющем труде, порождает веру в неизбежность
жестокой системы, убивающей в человеке личность.
Но в то же
время у Некрасова есть и оптимистические стихотворения, например, “Школьник”, в
котором автор создает образ отца, готового отдать последний грош на образование
сына, чтобы тот стал настоящим, свободным человеком:
Там уж поприще
широко:
Знай работай да
не трусь...
Вот за что тебя
глубоко
Я люблю, родная
Русь!
Не бездонна та
природа,
Не погиб еще
тот край,
Что выводит из
народа
Столько
славных, то и знай, —
Сколько добрых,
благородных,
Сильных,
любящих душой,
Посреди тупых,
холодных
И напыщенных
собой!
В стихотворении
“Размышления у парадного подъезда” Некрасов сопоставляет два мира: мир богатых,
праздных и мир трудящихся, где царит “скорбь народная”. Поэт показывает
презрение вельмож к народу: “Гони! Наш не любит оборванной черни!” Чувства
народа гораздо сложнее. Они никак не могут переступить через свою веру в
доброго царя и доброго хозяина. Они послушно уходят, даже не осмеливаясь судить
этого барина.
С сатирой и в
другом стиле описывает Некрасов безмятежную старость вельможи. И как заклятие
пишет строки:
И со славой
умрешь!
Совсем иначе
звучит последняя часть стихотворения, где рассказывается о народе. Эта часть
написана как народная песня, которая передает стон, страдания:
Волга! Волга!..
Весной многоводной
Ты не так
заливаешь поля,
Как великою
скорбью народной
Переполнилась
наша земля.
На мой взгляд,
самые сложные размышления поэта о народной жизни изложены в поэме “Кому на Руси
жить хорошо”. Автор понимает, что это риторический вопрос, но очень хочет
указать путь к счастью для всех людей. Русский крестьянин — главный герой этой
поэмы. В ней множество крестьянских портретов — групповых и индивидуальных.
Самый типичный портрет русского крестьянина — это Яким Нагой:
Грудь впалая,
как вдавленный
Живот, у глаз,
у рта
Излучины, как
трещины
На высохшей
земле,
И сам на
землю-матушку
Похож он: шея
бурая,
Как пласт,
сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора
древесная,
А волосы —
песок.
Поэт,
смотревший на мир глазами народа, находит яркие сравнения, выразительно передает
облик крестьянина. Сами названия деревень, в которых живут крестьяне:
Зап-латово, Дырявино, Разутово, Знобишино, — характеризуют условия жизни в них.
В поисках
счастья семь мужиков встречаются со многими людьми, и этим Некрасов показывает,
что во всей России царят бедствие и страдание. Века крепостной жизни не прошли
бесследно для крестьян. Некрасов с горечью отмечает, что многие из них,
сломленные тяжелой жизнью, становятся слепыми исполнителями барской воли.
Наряду с ними Некрасов показывает немногих протестующих крестьян.
В эпилоге в
образе Гриши Добросклонова Некрасов показывает, что молодежь мыслит по-новому.
Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее. Автор не сомневается, что
у русского народа огромный потенциал. Он видит, что сознание крестьян, хотя и
медленно, но меняется. Этой поэмой Некрасов хотел сказать, что русский народ
созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и нужно стремиться к
счастью.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/