Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества XX века (Франсуаза Саган)
Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества XX века (Франсуаза Саган)
Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества XX
века (Франсуаза Саган)
Одна
из основных особенностей литературы XX века заключается в ее неразрывной связи
с явлениями общественной жизни. Размышления о дружбе и любви проходят на фоне
социально-политических потрясений и, в сущности, неотделимы от размышлений о
судьбах человечества в XX веке.
Но
в творчестве Франсуазы Саган тема любви и дружбы обычно остается в рамках
частной жизни человека. Писательница часто изображает жизнь парижской богемы, к
которой принадлежат многие ее герои, показывает падение современных нравов, то
есть обрисовывает широкий социальный фон, на котором развиваются коллизии ее
романов. Она не включает индивидуальную душевную драму героев в контекст
политической жизни страны. Это ей и не нужно. Каждый герой, являясь частью
общества и существуя по его законам, исповедуя мораль легкого, бездумного
отношения к любви и дружбе, к человеческим отношениям, остается духовно одинок
и пожинает плоды своего легкомыслия, своего эгоизма и своей безнравственности.
Франсуаза
Саган написала свой первый роман в 1954 году. Роман "Здравствуй,
грусть" был воспринят современниками как знамение эпохи падения нравов, В
художественном мире Саган нет места прочной и по-настоящему сильной
человеческой привязанности: зародившись и окреп-нув, это чувство непременно
должно погибнуть. Ему на смену приходит иное чувство — чувство грусти и
разочарования.
Благодаря
стараниям героини романа Сесиль, верная и любящая Анна покидает ее отца и
погибает от несчастного случая, а Сесиль вновь обретает отнятую у нее радость
жизни, продолжает существование, полное легкомыслия и развлечений, но где-то
глубоко в ее сознании навсегда затаилась грусть. Эта грусть свойственна всему
тому поколению, которое изображает Саган, поколению, которое растрачивает свои
силы в погоне за удовольствиями и оказывается неспособным к настоящему чувству.
Жиль
Ланибье, молодой и преуспевающий журналист, герой романа "Немного солнца в
холодной воде", впервые в жизни сталкивается с самоотверженной и искренней
любовью, которую вносит в его жизнь Натали. И он теряет эту женщину, поддавшись
ложному чувству защиты собственного достоинства и желанию быть независимым.
Франсуаза
Саган пытается исследовать природу любви. Подобно писателям "потерянного
поколения", она задает себе вопрос о ее духовной или материальной
сущности. Она ищет ответы на вопрос, что же такое настоящая любовь, где ее
истоки. Очень часто духовная близость героев держится на физическом влечении и
уходит вместе в ним. Тот опыт, который постепенно накапливают герои,
оборачивается для них преждевременным духовным старением, потерей веры в мечты
своей юности. Герой Саган изначально не способен воспринять и оценить то, что
писательница называет "настоящей любовью" (по-настоящему любит Анна в
романе "Здравствуй, грусть", Натали — в романе "Немного солнца в
холодной воде"), он должен пройти определенный жизненный путь, только тогда
он сможет приблизиться к пониманию любви.
В
ряде романов Франсуазы Саган звучит еще один мотив —- мотив возвышенной любви
молодого человека к немолодой женщине. В этом можно усмотреть вывод автора об
опустошенности молодого поколения, о его тяге к любви, которая никогда не будет
удовлетворена.
В
XX веке произошло развитие внутренней драмы личности, которая и отобразилась в
литературе. Трагедия человека, потерявшего смысл своей жизни, оказалась одной
из основных художественных моделей литературы. Размышления о дружбе и любви
поданы в контексте проблемы сохранения человека как личности. Писатели .разных
художественных направлений ищут смысл человеческого существования именно в этих
моральных категориях, в понятиях дружбы и любви. Но возможность нравственной
победы человека связана с его собственным выбором, его индивидуальным решением.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/