Раскольников как нигилист (Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание")
Раскольников как нигилист (Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание")
Раскольников как нигилист (Ф.М. Достоевский. "Преступление и
наказание")
Кризис
социальный и политический, переживаемый Россией в 60-е годы XIX века, отразился
в своеобразной философии нового поколения, которую принято называть
нигилистической. Она не являлась учением в строгом смысле - четким и
последовательным. Это был, скорее, свод правил, носящих чисто эмоциональный
характер. Он основывался на убеждении, что все, чем жило человечество до последнего
времени, устарело, лишилось жизненных соков, пришло в полный упадок.
Разумеется, подобные настроения не появляются из вакуума - все в жизни русского
общества той эпохи наводило на весьма грустные размышления.
Русская
художественная и философская мысль напряженно анализировала происходящее,
осознавала истоки кризиса, искала выход. Лермонтов и Гоголь, первыми ощутившие
дыхание близящейся трагедии, создали бессмертные образы, запечатлевшие духовную
ущербность, нравственную несостоятельность "нашего времени". Однако
их надежды связывались не с нигилистическим отрицанием всех святынь, но с
возвращением к истинным ценностям. Ибо нигилизм есть уловка сознания,
неспособного критически и позитивно оценить ситуацию. Социальный нигилизм
формирует не только мировоззрение молодого человека, но и его судьбу
диссидента-отщепенца. Этический нигилизм формирует новую систему ценностей,
которая вступает в борьбу с прежней, но всегда оказывается ложной, потому что
нравственность носит вневременной характер.
В
России XIX - начала XX веков "люди премудрые" в погоне за
осуществлением утопических идей пытались предложить человечеству не только
новый, лучший социальный строй, но и особые принципы человеческих отношений.
60-е годы в этом плане были особо плодотворны. Некрасов строил свою систему,
где главенствующая роль отводилась жертвенной личности, готовой пойти на плаху
ради счастья других: "Иди и гибни безупречно. / Умрешь не даром: дело
прочно, / Когда под ним струится кровь…" Чернышевский выпустил в свет
роман "Что делать?" - "революционное евангелие", которым
буквально зачитывались целые поколения юных преобразователей...
Общая
нестабильность, неудачи политики внешней и внутренней, постоянно назревающий
социальный взрыв - все это сказывалось прежде всего на молодых умах, которые
дышали той атмосферой, формировались ею.
Художники,
описывающие современную жизнь, обращались так или иначе к проблеме нового
поколения, которое, вступая в жизнь, сначала рефлектировало опыт своих
"отцов" и, не удовлетворившись ни их деятельностью, ни их советами,
начинало свою череду ошибок и заблуждений. "...стерлись определения и
границы добра и зла... Разложение..." - запишет в "Дневнике
писателя" Ф.М. Достоевский. Ф.И. Тютчев в стихотворении "Наш
век" скажет:
Не
плоть, а дух растлился в наши дни,
И
человек отчаянно тоскует…
Он
к свету рвется из ночной тени
И,
свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием
палим и иссушен,
Невыносимое
он днесь выносит…
И
сознает свою погибель он
И
жаждет веры… но о ней не просит…
Не
скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как
не скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти
меня! - Я верю, Боже мой!
Приди
на помощь моему неверью!..
(1851)
Уже известный читателю нигилист Базаров,
опираясь на естественнонаучные знания, отрицал красоту, любовь, дружбу, поэзию:
считал это все предрассудком. Пытаясь найти в жизни объяснение всему, он не
признавал чувственной природы человеческой жизни. И только через любовь,
которая дает ему познать себя и мир, он приходит к тому, что Тургенев считал
истинным бытием человека: к жизни сердца и духа - свободной и искренней.
Композиционно
образ нигилиста Раскольникова построен по той же схеме. Автор дает герою
"испытательную" идею, которая, овладевая им, разрушает его личность.
И только в общении с Соней Мармеладовой, избравшей принципиально иной путь,
Раскольников очищается от своей жестокой страсти и в самом финале готов к
началу новой жизни.
Очевидно
отношение обоих авторов к нигилизму как феномену нового сознания. Тургенев даст
Базарову возможность через мучительное самопознание очистить душу от
губительной идеи. Раскольниковская ситуация схожа, но в психологическом и
идеологическом романе, которым является "преступление и наказание",
идея исследована подробнее, многопланово - изнутри.
Базаров
склоняется к нигилизму, не зная себя, не разобравшись в своем внутреннем мире.
Это сильная личность, избравшая наступательную позицию в жизни. В его варианте
нигилизм почти симпатичен, привлекателен: обаяние личности героя действует как
магнит.
Для
того чтобы понять и отторгнуть нигилизм Раскольникова, необходимо представить
последствия созданной им теории.
Если
для тургеневского героя нигилизм в определенный момент жизни - позиция,
приносящая ему постоянное и несомненное удовольствие, то Раскольников полон
страшных противоречивых сомнений. Его действия и главный поступок - убийство
("проба") - скорее лишь "попытка" нигилизма. У него нет
уверенности ни в чем. Своим страшным "предприятием" (ведь он пытается
убедить себя, что задуманное им - не преступление) он хочет проверить себя,
свои возможности и уж тогда - свое право на нигилизм.
Всеобщее
отрицание Базарова меркнет рядом с раскольниковским. И прежде всего потому, что
один режет лягушек в научных целях, другой режет людей, чтобы узнать, тот ли он
великий человек, который впоследствии принесет им счастье. Базаров - человек
"не из числа обыкновенных", Раскольников, по мнению его товарища
Разумихина, "страшно высоко себя ценит, и не без основания на то".
Базаров готовит себя к некой деятельности, которая его прославит и о характере
которой мы можем только догадываться, и лишь в письмах автора ставятся точки
над i: "нигилист - читай: революционер"! Раскольников тоже хочет
переделать мир по своему усмотрению, если проба покажет, что у него есть такое
право.
И
в том и в другом случае перед нами революционное сознание, отправной точкой,
истоком которого является нигилизм. Отношение к традиции как к догме и
предрассудку - его главная примета и основополагающий принцип.
Но
Раскольников попирает святое - незыблемое для человеческого сознания: он
посягает на жизнь человека.
"Не
убий! Не укради!" - записано в древней книге. Это заповеди для
человечества, аксиомы, принимаемые без доказательств. Раскольников дерзнул
усомниться в них, решил их проверить. И Достоевский показывает, как за этим
невероятным сомнением следует тьма других мучительных сомнений и идей. И бездна
мук - себе и другим.
Мир
спорит с человеком. Достоевский спорит с миром и самим собою. С одной стороны,
он всем ходом романа показывает: человек, преступивший заповедь Бога,
совершивший насилие, теряет собственную душу, перестает ощущать жизнь. С другой
стороны, он как будто нарочно ставит героя в ситуацию, которая должна разрушить
извечное представление о добре и зле, о запретном и дозволенном, о мире как
красоте.
Мир,
в котором живет герой и окружающие его люди, - мир отчаянья, лишений, мир
пугающий и страшный, в котором жизнь человеческая становится страданием:
вечным, безнадежным и бессмысленным. Достоевский показывает нам жизнь - муку,
жизнь - Ад и людей, которые пытаются этой жизнью жить.
Это
мир одиноких сердец и беспомощных слез. Кажется, сама судьба определила людям
страдание и несчастье. И как они ни бьются, ни карабкаются из последних сил, им
никуда не выбиться. Да и куда стремиться? - пути, предлагаемые
действительностью, нечестны или порочны, а "нормальное", общепринятое
- "выйти в люди" и "место достать" - представляется
абсолютно недостижимым.
Автор
показывает мир ненормальный, в котором разрушены все связи, мир без традиций и
привычки, где герои лишь жертвы несправедливого миропорядка. И только один
судья у него. Это Раскольников. Как мы видим, претензии его к подобному
мироустройству небезосновательны.
Он
не может смириться с мыслью, что судьба человека (и его судьба) - унижение и
боль. Беззащитность перед лицом действительности угнетает его. Но ничего
другого - нет! Значит, логика здесь вполне оправдана: несправедливо и неверно
устроен сам этот мир. Значит, этот мир беззаконен и в нем возможно все -
"все дозволено".
Достоевского
интересуют пределы нигилистического сознания, он исследует, на что способен
"отпущенный на свободу человек" (Н. Бердяев). Он глубоко уверен, что
духовная жизнь - жизнь, требующая нравственных ориентиров и границ, - готовит
"дерзающему" сознанию "нового человека" ловушку. Жизнь как
игра по известным правилам скучна для его героев. Они сами придумывают их - но
ни один не способен доиграть до конца. Его ждет наказание за дерзость, и, в
конце концов, - невыносимая мука, как Раскольникова; самоприговор и смерть -
как Свидригайлова, как Ставрогина, героя "Бесов".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru