"Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает". В.О.Ключевский
"Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает". В.О.Ключевский
"Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает".
В.О.Ключевский
(По
одному из произведений русской литературы. — Д И.Фонвизин
"Бригадир".)
Сатирические
и драматургические успехи Фонвизина тесно связаны с его общественной и
политической деятельностью "Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает", —
писал В Ключевский и был совершенно прав. Сначала жизнь учит нас, потом мы
поучаем других.
Настоящее
признание драматургического таланта пришло к Фонвизину с созданием в 1768—1769
годах комедии "Бригадир" Она явилась итогом тех поисков русской
самобытной комедии, какими жили члены елагинского кружка, и в то же время несла
в себе новые, глубоко новаторские принципы драматургического искусства в целом.
Провозглашенные во Франции, в теоретических трактатах Д Дидро, эти принципы
способствовали сближению театра с действительностью
Уже
с поднятия занавеса зритель оказывался погруженным в обстановку, поражавшую
жизненной реальностью В мирной картине домашнего уюта все значимо и одновременно
все натурально — и деревенское убранство комнаты, и одежда персонажей, и их
занятия, и даже отдельные штрихи поведения Все это отвечало сценическим
новациям театра Дидро.
Но
был один существенный момент, разделявший творческие позиции двух драматургов
Теория театра Дидро, родившаяся в канун Французской буржуазной революции,
отражала вкусы и запросы третьесословного зрителя, утверждая по-своему
значительность среднего человека, тех нравственных идеалов, которые порождались
скромным укладом жизни простого труженика Это был новаторский шаг, влекший за
собой пересмотр многих традиционных, признававшихся до этого незыблемыми,
представлений о функции театра и о границах художественности.
Фонвизин
не мог, естественно, механически следовать программе пьес Дидро по той причине,
что нравственные коллизии драматургии Дидро не подкреплялись реальными
условиями русской общественной жизни Он воспринял у Дидро требование верности
натуре, но подчинил этот художественный принцип иным задачам Центр тяжести
идейной проблематики в комедии Фонвизина перемещался в сатирико-обличительную
плоскость.
В
дом Советника приезжает отставной Бригадир с женой и сыном Иваном, которого
родители сватают за дочь хозяина Софью Сама Софья любит бедного дворянина
Добролюбова, но с ее чувством никто не считается. "Так ежели Бог
благословит, то двадцать шестое число быть свадьбе" — этими словами отца
.Софьи начинается пьеса
Все
действующие лица в "Бригадире" — русские дворяне В скромной,
будничной атмосфере среднемосковского быта личность каждого персонажа
проявляется словно исподволь в разговорах Постепенно от действия к действию
духовные интересы персонажей раскрываются с различных сторон, и шаг за шагом
обнажается своеобразие художественных решений, найденных Фонвизиным в его
новаторской пьесе.
Традиционный
для жанра комедии конфликт между добродетельной, умной девушкой и глупым
женихом осложнен одним обстоятельством. Он недавно побывал в Париже и полон
презрения ко всему, что его окружает дома, в том числе и к своим родителям
"Всякий, кто был в Париже, — откровенничает