"Земля в огне". По страницам романа М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"
"Земля в огне". По страницам романа М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"
ЗЕМЛЯ
В ОГНЕ
(ПО СТРАНИЦАМ РОМАНА М. А. ШОЛОХОВА «ОНИ СРАЖАЛИСЬ
ЗА РОДИНУ»)
Творчество
М. А. Шолохова занимает особое место в военной прозе. И вот почему. На фронте
писатель оказался в первые же дни Великой Отечественной войны. И, начиная с
1941 года, один за другим выходили его фронтовые очерки: «В казачьих станицах»,
«По пути к фронту», «Люди Красной Армии», «Военнопленные» и другие. Наибольший
отклик находили в сердцах воевавших пророческие строки из знаменитого рассказа
«Наука ненависти». Сразу после победы, обобщая публицистику военных лет,
Шолохов создает «Слово о Родине». Это и гимн освобожденной земле, и реквием
погибшим. Позиция, которую занимает писатель, оценивая и осмысляя опыт грозных
сражений, типична для литературы военных и послевоенных лет. Это позиция
яростной непримиримости к врагам Отечества, скорбь о миллионных жертвах,
стойкий оптимизм и уверенность в будущих победах.
Вот,
например, какую «символическую картину» рисует автор в «Слове о Родине»: полузасыпанный
окоп, скелет убитого гитлеровца, осколком рассеченное лицо и рот, полный
плодородного чернозема, из него уже тянется к стенке окопа курчавая, унизанная
цветами веточка. «Да, у нас много плодородной земли. И ее с избытком хватит,
чтобы набить ею рты всем, кто вздумает перейти от разговора о тотальных
схватках к действию».
Картина,
конечно, глубоко символична. Но сейчас мы бы порассуждали не только о нашей
силе, но и о мудрости жизни, пробивающейся сквозь смерть зеленым росточком, и,
может быть, даже о несчастной судьбе немецкого воина. Кто знает, по своей ли
воле он пришел на нашу землю? Кто ответит точно: свершился ли закон сурового
возмездия, или сам он — тоже жертва бесчеловечной политики?
Словом,
рассуждать можно о многом. Но все наши рассуждения носят отвлеченный, скорее
философский характер. Шолохов же конкретен и однозначен. И было бы странно и
непонятно, если бы человек, только что видевший смерть в лицо, стал
философствовать о превратностях бытия. Это —удел следующего поколения писателей,
пришедших в литературу в конце 1950-х годов. С именами Юрия Бондарева, Григория
Бакланова, Василя Быкова, Виктора Астафьева и других мы связываем второй этап в
развитии военной прозы, основная особенность которого — в пристальном внимании
к отдельной человеческой судьбе.
Однако
получилось так, что, будучи современником и единомышленником с Василием
Гроссманом как автором повести «Народ бессмертен», Ильей Эренбургом, чьи
гневные антифашистские выступления наполняли сердца воинов жгучей ненавистью,
Алек-сандром Фадеевым, воспевшим в «Молодой гвардии» героику подвига, Михаил
Шолохов органически вписался и в «молодую» литературу послевоенного периода.
Его роман «Они сражались за Родину», публикация которого началась в 1943 году,
а продолжилась в 1969 году, хронологически и тематически связал собой два
поколения писателей-баталистов и два этапа в развитии русской прозы о Великой
Отечественной войне. Этим и объясняется уникальность шолоховского произведения
и его особая способность сочетать крупномасштабность и эпичность изображения
(традиция, идущая от «Войны и мира» Л. Толстого) с детализированностью
повествования, с острым ощущением неповторимости человеческого характера.
Написанные
страницы романа воссоздают один из самых трагических моментов войны —
отступление наших войск на Дону летом 1942 года. Писатель не побоялся открыто
сказать о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии
«сильной руки», способной навести порядок. Не хлебом и солью встречают
отступающие части жители казачьей станицы, а бросают в лицо измученным солдатам
гневные, хотя и несправедливые слова. «Я до старости на работе хрип гнула, все
налоги выплачивала и помогала власти не за тем, чтобы вы сейчас бегли и
оставляли бы все на разор да на поруху»,— в сердцах говорит Лопахину острая на
язык старуха-станичница. И за ее словами стоят, конечно, недоумение, боль и
большая человеческая правда.
Общеизвестно,
что на войне, в час жестоких испытаний, от человека отлетает все мелочное,
наносное, суетное, остается его истинное «я». Герои Шолохова — это бывший
комбайнер Иван Звягинцев, шахтер Петр Лопахин, агроном Николай Стрельцов.
Истинная суть этих людей — в приверженности к обычной мирной жизни, без
грохотов и взрывов, без «смердящей мертвечины» на поле боя. Автор описывает и
состояние изнурительного марша, и молитву под бомбами, и боль на операционном
столе, и мгновения перед смертью — переживания людей, лишенных внешних
признаков героизма и в то же время настоящих героев.
Шолохов
показывает, как сложна человеческая душа, как много самых разных и
противоположных чувств могут одновременно бушевать в сердце.
Вот,
например, движется Николай Стрельцов в походной колонне, оставляющей очередной
хутор. За околицей неожиданно видит белоголового мальчика, похожего на
собственного сына. В каком-то суеверном страхе Стрельцов отводит глаза: «Перед
боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце». Однако, заставив
себя мысленно пересчитывать свой патронный запас, в последнюю минуту он не
выдерживает, оглядывается. «И снова... неожиданно и больно сжалось у Николая
сердце, а к горлу подкатил трепещущий, горячий клубок...»
Рисуя
психологию мирного человека, ставшего вдруг солдатом, Шолохов не
останавливается на описании состояний внутренней переходности, неупорядочности
чувств. Ему важно показать, что в процессе испытаний характер
кристаллизируется, принимает четкие очертания, не окаменивает, но отвердевает.
Бросается в
глаза еще одна особенность шолоховского повествования — обилие юмористических
сцен и зарисовок. Это и солдатские байки, на которые не скупится Лопахин, и его
ухаживания за хуторской красавицей, владелицей богатых кладовых, и история
странной «окопной болезни», привязавшейся к старослужащему Некрасову, из-за
которой он спросонья лезет не в дверь, а на печь. Юмор выступает как важнейшая
черта национального характера, помогающая выстоять в экстремальных ситуациях.
Вспоминая
Гоголя и перефразируя его, можно сказать, что солдатский смех, звучащий на
страницах произведения, — это смех сквозь ненависть. Смерть и смех — вещи
несовместимые, но в преддверии гибели люди способны забыть о ней. В жизни
трагическое и комическое нередко сопрягаются друг с другом.
Так и в
романе Шолохова «Они сражались за Родину» сопряжены глубокое понимание
психологии народа как целого и погруженность во внутренний мир конкретного
человека, представления о родине как огромном государстве и готовность умереть
за то место на земле, где родился и вырос, правда истории и правда искусства.