В
январе 1847 года в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева
произошло значительное событие. В обновленном журнале "Современник",
который перешел в руки Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, был опубликован очерк
"Хорь и Калиныч". Успех его превзошел все ожидания и побудил
Тургенева к созданию целой книги под названием "Записки охотника". На
причины популярности тургеневского очерка впервые указал Белинский: "Не
удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к
народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил".
Публикацией
"Хоря и Калиныча" Тургенев совершил переворот в художественном
решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы
нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и
становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ
их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев
"почву, хранящую жизненные соки всякого развития", а значение
личности "государственного человека", Петра I, он поставил в прямую
зависимость от связи с ней. "Из наших разговоров с Хорем я вынес одно
убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели,- убежденье, что Петр
Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих
преобразованиях". С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не
заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с
"толстовской" меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту
значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в
основу художественного мира романа-эпопеи.
Наблюдения
над характерами Хоря и Калиныча у Тургенева не самоцель: "мыслью
народной" выверяется здесь жизнеспособность или никчемность
"верхов". От Хоря и Калиныча эта мысль устремляется к русскому
человеку, к русской государственности. "Русский человек так уверен в своей
силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим
прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо - то ему и нравится, что разумно -
того ему и подавай..." А далее Тургенев выводит своих героев к природе: от
Хоря и Калиныча - к Лесу и Степи.
Хорь
погружен в атмосферу лесной обособленности: его усадьба располагалась посреди
леса на расчищенной поляне. А Калиныч своей бездомностью и душевной широтой
сродни степным просторам, мягким очертаниям пологих холмов, кроткому и ясному
вечернему небу.
В
"Записках охотника" сталкиваются и спорят друг с другом две России:
официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и
народно-крестьянская, живая и поэтическая - с другой. И все герои, эту книгу
населяющие, так или иначе тяготеют к этим двум полюсам - "мертвому"
или "живому".
Характер
помещика Полутыкина набрасывается в "Хоре и Калиныче" легкими
штрихами: походя упоминается о его французской кухне, о конторе, которая им
упразднена. Но "полутыкинская" стихия в книге оказывается не столь
случайной и безобидной. Мы еще встретимся с барскими конторами в особом очерке
"Контора", мы еще увидим "полутыкинское" в жутковатом
образе "мерзавца с тонкими вкусами", "культурного" помещика
Пеночкина.
Изображая
народных героев, Тургенев тоже выходит за пределы "частных"
индивидуальностей к общенациональным силам и стихиям жизни. Характеры Хоря и
Калиныча, как два полюса магнита, начинают притягивать к себе всех последующих,
живых героев книги. Одни из них тяготеют к поэтичному, душевно-мягкому
Калинычу, другие - к деловому и практичному Хорю. Устойчивые, повторяющиеся
черты героев проявляются даже в портретных характеристиках: внешний облик
Калиныча перекликается с портретом Степушки и Касьяна. Родственных героев
сопровождает, как правило, пейзажный лейтмотив.
Живой,
целостный образ народной России увенчивает в книге Тургенева природа. Лучшие
герои "Записок охотника" не просто изображаются "на фоне"
природы, а выступают как продолжение ее стихий: из игры света и тени в
березовой роще рождается поэтичная Акулина в "Свидании", из грозовой
ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная
фигура Бирюка. Тургенев изображает в "Записках охотника" скрытую от
многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса,
человека и степи.
Живая
Россия в "Записках охотника" движется, дышит, развивается и растет. О
близости Калиныча к природе говорится немного. В Ермолае она уже наглядно
изображается. А в Касьяне "природность" не только достигает полноты,
но и одухотворяется высоким нравственным чувством. Нарастает мотив правдолюбия,
правдоискательства, тоски по идеалу совершенного мироустройства. Поэтизируется
готовность к самопожертвованию, бескорыстной помощи человеку, попавшему в беду.
Эта черта русского характера достигает кульминации в рассказе
"Смерть": русские люди "умирают удивительно", ибо в час
последнего испытания они думают не о себе, а о других, о ближних. Это помогает
им стойко и мужественно принимать смерть.
Нарастает
в книге тема музыкальной одаренности русского народа. Впервые она заявляет о
себе в "Хоре и Калиныче" - поэтическом "зерне"
"Записок охотника": поет Калиныч, а Хорь ему подтягивает. В финале
очерка "Малиновая вода" песня сближает людей: сквозь отдельные судьбы
она ведет к судьбе общерусской, роднит героев между собою. Песня Якова Турка в
"Певцах" "Не одна во поле дороженька пролегала" собирает в
фокус лучшие душевные порывы Калинычей, Касьянов, Власов, Ермолаев и их
подрастающую смену - детишек из "Бежина луга". Ведь мирный сон
крестьянских детей у костра под звездами тоже овеян мечтой о сказочной земле, в
которую верит, которую ищет странник Касьян. В ту же страну обетованную, где
"живет человек в довольстве и справедливости", зовет героев протяжная
русская песня Якова: "Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то
родным н необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами,
уходя в бесконечную даль".
Антикрепостнический
пафос "Записок охотника" заключается в том, что к гоголевской галерее
мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в "Записках
охотника" - крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило
их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких
пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров
превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление,
несовместимое с нравственным достоинством русского человека.
В
"Записках охотника" Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как
живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской
литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от "Записок охотника"
идут не только к "Запискам из Мертвого дома" Достоевского,
"Губернским очеркам" Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу "Войны и
мира" Толстого.
Образ
России "живой" в социальном отношении не однороден. Есть целая группа
дворян, наделенных национально - русскими чертами характера. Таковы, например,
мелкопоместные дворяне типа Петра Петровича Каратаева или однодворцы, среди
которых выделяется Овсяников. Живые силы нации Тургенев находит и в кругу
образованного дворянства. Василий Васильевич, которого охотник называет
Гамлетом Щигровского уезда, мучительно переживает свою беспочвенность, свой
отрыв от России, от народа. Он с горечью говорит о том, как полученное им
философское образование превращает его в умную ненужность. В "Записках
охотника" неоднократно показывается, что крепостное право враждебно как
человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это
общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия.
Поэтому живые силы нации писатель ищет и в крестьянской и в дворянской среде.
Любуясь деловитостью или поэтической одаренностью русского человека, Тургенев
ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять
участие вся "живая" Россия, не только крестьянская, но и дворянская.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://turgenev.org.ru/