"Во всем мне хочется дойти до самой сути..."
"Во всем мне хочется дойти до самой сути..."
"Во
всем мне хочется дойти до самой сути..."
Цель творчества
— самоотдача,
А не шумиха, не
успех.
Б. Пастернак
Всегда трудно
говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил
себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался
стать музыкантом.
Находясь под
влиянием музыки А. Н. Скрябина, Борис Пастернак шесть лет серьезно занимался
композицией. Но все же поэт в его душе одержал победу над музыкантом.
Вот таким
образом появился один из лучших поэтов России XX века, представитель поэзии
"серебряного века", член футуристической группы
"Центрифуга". В начале нашего столетия, особенно в послереволюционный
период, дежурными темами были строительство новой жизни, энтузиазм, любовь к
партии, а Пастернак писал о лесе, о траве, о петухах, о любви, о поэзии, о чуде
человеческого существования.
Эстетика и
поэтика Пастернака в наибольшей степени основывались на представлении о слитности
чувственного, окружающего поэта мира, где невозможно отделить человека от
природы, а поэзию от жизни. Поэт стремился не просто воспроизвести жизнь в ее
узнаваемости и конкретности, — он хотел донести свои впечатления о ней до
читателей будущих времен, стремился отразить не только внешнюю сторону событий,
но и их глубинную сущность: Во всем мне хочется дойти До самой сути, В работе,
В поиске пути, В сердечной смуте. Это были "строчки с кровью" не
только потому, что поэту пришлось дорого за них расплачиваться, но и потому,
что каждая из них рождалась в напряженном труде.
Для поэта
работа, поиски жизненных основ, попытки разобраться в себе и в людях — смысл
жизни. Именно поэтому следующая строфа этого стихотворения углубляет образ:
хочется понять сущность всего, добраться "до оснований, до корней, до
сердцевины". Дальше речь идет о сущности поэзии, о назначении ее, как
понимал это поэт: схватывать "нить событий", открывать новое в жизни.
Мне кажется, что все это поэт видит в "свойствах страсти, лишь она способна
толкать человека на поиски прекрасного, неповторимого".
Те, кто общался
с поэтом, отмечали его удивительную способность одухотворять окружающий мир. У
него все взаимосвязано, нерасторжимо, звук и зрительный образ приобретают
невероятную объемность. Ты в ветре, веткой пробующем, Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком Сиреневая ветвь! Это другое стихотворение, но как точно оно
передает тайну поэзии Пастернака. Вы спросите, в чем заключается этот секрет?
По-моему, поэзия Пастернака, как и окружающий мир, живет своей жизнью. Именно
об этом поэт говорит в конце стихотворения "Во всем мне хочется дойти до
самой сути", сравнивая поэзию с музыкой Шопена: Так некогда Шопен вложил
Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. За этой строфой мне
слышится музыка Шопена, блистательная, легкая, взволнованная.
Поэт, одаренный
талантом и страстью к работе, и нас заставляет задуматься о многом. И прежде
всего вот о чем: неужели и эти прозрачные и легкие строки, в которых нет,
по-моему, никакой муки, — тоже "строчен с кровью"? А кажется, что
написаны они на одном дыха-ши. Но все же финал стихотворения весьма напряжен, и
этим Пастернак, как мне кажется, пытается выразить неопределенность будущего,
судьбы: Достигнутого торжества Игра и мука — Натянутая тетива Тугого лука.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/