Гуманитарная
область занимает в творчестве Ломоносова значительное место. В ней имеет смысл
выделить три основных элемента: языкознание, литературу и историю. Что касается
языкознания, то его можно с полным правом рассматривать как одно из важнейших
направлений научной деятельности Ломоносова. На это обстоятельство обратил в
свое время внимание известный русский историк С. М. Соловьев. Он писал:
"Любимым занятием Ломоносова были естественные науки, но по силе своих
дарований он не мог быть узким специалистом и, русский человек, с возбужденной
в высшей степени мыслью, испытывал самое тяжкое чувство, чувствовал себя немым.
И понятно, почему высокодаровитый русский человек, естествоиспытатель чувствует
обязанность, потребность заняться устройством родного языка, без чего успех
русских людей в науках был невозможен".
Занятия
"устройством родного языка" Ломоносов продолжал всю жизнь. Начав с
разработки теории русского стихосложения ("Письмо о правилах российского
стихотворства"), он обратился затем к утверждению основных начал русской
литературной речи ("Краткое руководство к риторике, на пользу любителей
сладкоречия сочиненное" и "Краткое руководство к красноречию. Книга
первая, в которой содержится риторика...") и к нормативной деятельности в
области русской грамматики ("Российская грамматика"). Чуть позже он
разработал учение о трех стилях русского литературного языка ("Предисловие
о пользе книг церковных").
Практической
работой по "устройству родного языка" была вся литературная
деятельность ученого. В стихотворной практике им утверждались новые нормы
стихосложения, более свойственные русскому языку. Призывая отказаться от
распространившегося из Польши в XVII веке силлабического (слогового)
стихосложения, Ломоносов не только теоретически, но и своей стихотворной
практикой доказал жизненность тонического принципа, то есть правильного
чередования в стихах ударных и неударных слогов; он ввел в употребление наряду
с двухсложной трехсложную стопу и так называемую мужскую рифму. С тех пор
силлабо-тоническое (то есть слогоударное) стихосложение стало основным в
русской поэзии.
Поэтическая
практика Ломоносова утверждала прежде всего "высокий стиль". Речь
идет об одах, основной пафос которых связан с Отечеством и служением ему.
"Высоким стилем" написаны многочисленные "Слова..."
Ломоносова. Это в первую очередь панегирики его любимым героям — Петру Великому
и Елизавете (которых он считал покровителями наук и просвещения), а также его
научные доклады.
Ломоносов
показал возможность использования и двух других — "среднего" и
"низкого" — стилей. Он считал, что чистота стиля достигается прежде
всего основательным знанием грамматики русского языка. Молодая, стремительно
набиравшая силы Россия была двуязычной. Наряду с разговорным русским языком
существовал церковно-славянский, игравший со времен Кирилла и Мефодия роль
общего языка всех славянских народов. Отсутствие грамматики, устанавливающей
единые нормы русского языка, затрудняло ведение дел в стране, где языком
государственной переписки волей царя-преобразователя стал "приказной"
язык, близкий к разговорному.
"Российская
грамматика" Ломоносова была практически первой научной грамматикой,
написанной по-русски. Она стала "общедоступным сводом сложившихся к тому
времени правил изменения русских слов, а отчасти и правил сочетания русских
слов". Благодаря авторитету Ломоносова как ученого и писателя его
"Грамматика" стала нормативной и сделалась одним из самых популярных
учебных руководств. Несколько поколений русских людей были непосредственно ей
обязаны своей грамотностью.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/