"Темное царство" в драме "Гроза": Дикой и Кабаниха
"Темное царство" в драме "Гроза": Дикой и Кабаниха
"Темное
царство" в драме "Гроза": Дикой и Кабаниха
Уж такого-то
ругателя, как у нас Савел Прокофъич, поискать еще!
А. Н.
Островский
Драма
Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным
произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие
человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым
законам. Никакого свободомыслия — безоговорочное и полнейшее подчинение
старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они
очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах.
Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо»,
поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю.
Кабаниха
вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна
сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на
мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,— говорит она Тихону,— кабы своими глазами
не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от
детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят».
Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя
мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не
кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом — в Волгу. Дикой же
просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «...мало
у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это
совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и
подавляет всех. За ним капитал — это основа его бесчинств, поэтому он так и
держит себя.
Для Дикого есть
один закон — деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него
обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел
Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет». Кабаниха и Дикой— «столпы
общества», духовные наставники в городе Калинове. Они установили невыносимые
порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а
третьи спиваются.
Кабаниха вполне
уверена в своей правоте, она одна знаеа истину в последней инстанции. Оттого и
держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-тс
вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочет ся. А
взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, ка! старики перемрут, как
будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу
ничего». У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них oн видит основу
своей безграничной власти над людьми. Причег для него все средства хороши в
добывании денег: он обсчитыва ет горожан, «ни одного путем не разочтет», у него
из недоплаченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойно присваивает
себе наследство племянников. Дикой не щепетилен в выборе средств.
Под гнетом
Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город. «Толстая мощна»
открывает пере ними неограниченную возможность произвола и самодурства. В пьесе
«Гроза» Островский дает правдивую картину губернского города. Но так выглядел и
любой другой город царской России. Ужасающее впечатление складывается у
читателя и зрителя, но почему же драма актуальна и спустя 140 лет после
создания? Мало что изменилось психологии людей. Кто богат, у власти, тот и
прав, к сожалению, и поныне.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/