А. С. Пушкин
создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки,
который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к
героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной,
сопровождает ее в Москву и Петербург.
Рисуя в романе
образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь
он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и
простонародным именем Татьяна.
Может быть, в
этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с
простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в
романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на
западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и
внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно
русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою
прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености
плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на
англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою
душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад
Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых
дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы
дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.
Татьяна
(русская душою,
Сама не зная,
почему)
С ее холодною
красою
Любила русскую
зиму.
Для
"мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как
"обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и
естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных
детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли
больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной
стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.
Татьяна верила
преданьям
Простонародной
старины,
И снам, и
карточным гаданьям,
И предсказаниям
луны.
Даже сон
Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом,
личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и
воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром
крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под
влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее
умственных интересов значительное воздействие оказывают книги — сначала
сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в
онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны.
Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских
авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это
оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в
него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется
ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается
разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но
романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными
героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном
"Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя
литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в
себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное
отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую
впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной
природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к
Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к
неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком.
Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню
девушек", которая как бы выражает ее переживания.
Милые сердцу
Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном
Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором
видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой
прелестью.
Татьяна смотрит
и не видит,
Волненье света
ненавидит;
Ей душно
здесь... она мечтой
Стремится к
жизни полевой,
В деревню, к
бедным поселянам
В уединенный
уголок.
Значит, маска
"равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с
прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность
роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада",
потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и
внутреннего убожества столичной жизни.
Все поступки
Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала
в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою
любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина,
она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под
влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим
родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет
устроить ее жизнь.
Вынужденная
жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с
Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини
особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе
народной морали:
Я вас люблю (к
чему лукавить?),
Но я другому
отдана;
Я буду век ему
верна.
В этих словах
отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое
чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека,
которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной
чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или
обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна
ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы
перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.
Таким образом,
Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального
русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие
стороны дворянской и простонародной культуры.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/